Тел: (831) 216 17 13
8(987) 544-18-81
[email protected]

Адрес: 603034 Нижний Новгород,
Ленинский район, ул. Ростовская д.13
офис №2

Рассрочка от организации0%
на все виды услуг

16.07.2017 | Стоимость компонента «теплоэнергия» в составе ГВС. Горячее водоснабжение многоквартирного дома законодательство


качество услуг холодного и горячего водоснабжения

Предоставление коммунальных услуг согласно ГК РФ должно осуществляться на основании договора, который может быть заключен как в письменной форме, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентных действий). Чаще всего заключение договора таким образом (пользование ресурсом, его ежемесячная оплата) происходит в отношении услуг холодного и горячего водоснабжения, о которых пойдет речь в настоящем материале.

Нормативы качества холодного водоснабжения (питьевой воды)

Под холодным водоснабжением понимается круглосуточное бесперебойное обеспечение потребителя питьевой водой надлежащего качества.

Питьевая вода должна подаваться в необходимых объемах:

  • по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам дома,
  • до водоразборной колонки в случае, когда МКД или жилой дом не оборудованы соответствующими системами.

В отношении питьевой воды, подаваемой по централизованным сетям водоснабжения, действует СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 года № 24.

Кроме того, давление холодной воды на вводе в дом должно соответствовать нормам СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 года № 123, где предусмотрено, что давление холодной воды на вводе в девятиэтажный дом должно составлять 4,2 кгс/кв. см.

Нормативы качества горячего водоснабжения

В отношении горячей воды, подаваемой населению только по присоединенной сети, такие нормативы установлены СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 года № 20.

Этими СанПиН установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.

Некачественные услуги водоснабжения

Для холодного водоснабжения к таким случаям можно отнести следующие:

  • низкое давление холодной воды в сети, отчего вода в кране еле «бежит»,
  • несоответствие холодной воды требованиям безопасности, чаще всего это снижение качества воды по жесткости («жесткая вода») и другие.

Для горячего водоснабжения - это в основном случаи несоответствия законодательно установленному температурному режиму.

Допустимые отклонения качества холодного и горячего водоснабжения и перерывы

Согласно приложению № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг не является нарушением единовременный 4-х часовой перерыв в подаче холодной воды, который не влечет за собой изменение размера платы.

Однако если же такой перерыв составит более 4-х часов, то за каждый час превышения размер ежемесячной платы будет снижаться на 0,15 % размера платы, определенной исходя из показаний прибора учета воды или нормативов потребления (если счетчик на воду в квартире не установлен).

Касаемо горячего водоснабжения отмечу, что в п.5 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг было установлено допустимое отклонение фактической температуры горячей воды в точке водоразбора от установленной: такое отклонение ночью (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5°С; в дневное время (с 5.00 до 0.00 часов) - не более чем на 3°С.

Однако Решением Верховного Суда РФ от 31.05.2013 года № АКПИ13-394 эти положения были признаны частично недействительными.

Как указывал заявитель, эти нормы позволяли снижать температуру горячей воды в системах горячего водоснабжения в местах водоразбора ниже 60°С, что противоречит СанПиН. Тем самым допускается опасность загрязнения горячей воды инфекционными возбудителями, которые могут размножаться при температуре ниже 60°С, что противоречит ст.ст.19 и 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», значительно повышает риск инфицирования и нарушает право на охрану здоровья.

ВС РФ признал такие нормы недействующими в той мере, в которой они допускают применять их в определенных случаях - подразумеваются ситуации, не связанные с условиями и порядком изменения размера платы при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества.

Как пояснил Верховный Суд РФ, СанПиН 2.1.4.2496-09 устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля этого качества.

Исходя из этих СанПиН, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.

Между тем оспариваемые положения Правил предоставления коммунальных услуг устанавливают пределы, фактически позволяющие отступать от указанного температурного режима, предписанного СанПиН. Подобное применение норм незаконно и влечет признание их недействительными в этом истолковании. Таким образом, как указал Верховный Суд РФ, эти положения Правил могут применяться только для целей изменения размера платы при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества.

Судебные споры

Самые распространенные судебные споры возникают по вопросам отсутствия необходимого давления холодной воды – слабого напора, но причины этого могут быть самые разные: в этом может быть виновата УК или ТСЖ, если они не следят за состоянием инженерных сетей водопровода, а может быть виновата и РСО, если давление воды низкое уже на вводе в жилой дом.

Отсутствие необходимого давления вообще может быть вызвано незаконными действиями третьих лиц. Приведу один пример из судебной практики.

Истцы, собственники квартир, обратились в суд с иском к ООО и к ИП указав, что в мае 2010 года при проведении капитального ремонта дома было обнаружено незаконное подключение универмага «Казачий» к общедомовым сетям холодного водоснабжения без согласия собственников, а технические условия, выданные РСО (МУП «ВКХ») универмагу «Казачий», по их мнению, являются незаконными.

В результате незаконного подключения были нарушены права истцов, выражающиеся в отсутствии напорного давления холодного и горячего водоснабжения в квартирах, поэтому истцы просили отключить ответчика от общедомовых инженерных сетей холодного водоснабжения.

Суд со ссылкой на ст.304 ГК РФ признал незаконным подключение ИП Евсюкова А.К. к системе горячего водоснабжения общедомовых сетей жилого дома и обязал его произвести отключение от общедомовой системы водоснабжения в 3-х месячный срок (Решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 18.07.2011 года).

Некачественные услуги холодного и горячего водоснабжения – довольно распространенное явление в наше время. Но никто не хочет (и не должен) платить за воду, как за питьевую, хотя она таковой не является, и за теплую воду по цене горячей.

Зная свои права и установленные требования к качеству этих услуг, Вы сможете разговаривать с их поставщиками на равных.

Продолжение следует….

Статьи цикла:

А.А.Лейба

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

ppt.ru

Оплата за горячую воду

31 мая 2013 года Верховный Суд Российской Федерации вынес решение по заявлению гражданина З. о несоответствии некоторых пунктов Правил оплаты коммунальных услуг требованиям санитарно-эпидемиологических норм и Федеральным законам: «О водоснабжении и водоотведении» и «Санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан РФ».

Данный документ обязателен для исполнения и будет учитываться при  вынесении решений по подобным делам в судах общей юрисдикции, то есть – на местах.

Нормы подачи горячей воды в многоквартирные дома

СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденные в апреле 2009 года четко устанавливают нормы и требования к подаче горячего водоснабжения в многоквартирные дома вне зависимости от формы собственности. Согласно данным Правилам минимальная температура горячей воды не должна опускаться ниже 60 градусов Целься. Максимальная температура – не более 75 градусов.

Только такое качество поставляемой потребителям горячей воды обеспечивает население защитой от различного рода инфекционных и кожных заболеваний, возбудители которых в своем  большинстве погибают в указанной среде.

Допустимые отклонения от норм

Допускается отклонение от требуемой СанПиН температуры:

- в ночное время (с 00.00 час до 5.00 час) – на 5 градусов Цельсия;

- в дневное время (с 5.00 до 24.00 часов) - на 3 градуса.

Некоторые моменты, указанные в п.5 Приложения №11 к Правилам предоставления коммунальных услуг, Верховным Судом признаны незаконными. Данные положения п.5 относятся к оплате за горячую воду при ее  отключении, нарушении температурного режима или графика подачи. Читаем далее.

Коэффициенты изменения оплаты за горячее водоснабжение при его ненадлежащем качестве

  1. При отклонении от требуемой СанПиНом температуры и снижении ее более, чем на 3 градуса Цельсия в дневное время предусматривает снижение платы с коэффициентом 0,1% от установленного размера.
  2. Расчет ведется в почасовом режиме, после чего суммируется и выводится общая доля снижения платы за месяц.
  3. В случаях, если температура подаваемой потребителям горячей воды намного ниже нормы, то каждые последующие 3 градуса Цельсия прибавляют к вышеуказанному коэффициенту по 0,1 %. То есть, если температура горячей воды в многоквартирном доме составляет 45 С, то оплата за нее соответственно снижается на 0,5%.
  4. В случае, если температура горячей воды в определенный период времени составляла 40 градусов и ниже, то за этот период пользователь оплачивает ее по тарифу холодного водоснабжения.
  5. Ненадлежащее качество предоставляемой услуги по горячему водоснабжению не является основанием для полного отказа от ее оплаты.
Используемые документы:
  1. Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 года.
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы – СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденные 07.04.2009 года (постановление №20 Главного государственного санитарного врача) – «О санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан».
  3. Федеральный закон №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 года.

www.uristy.org

На сколько могут отключить горячую воду по закону?

Подача горячей воды в квартиры это один из видов услуг, предоставляемых коммунальными службами и регламентируемых нормами, которые нередко нарушаются и подлежат перерасчету в случае превышения того времени на сколько отключают воду по закону.

Здравствуй, дорогой посетитель портала! К сожалению, в статье раскрыт только типовой ответ на интересующий тебя вопрос. Для рассмотрения частной проблемы напиши её нам в онлайн консультант. Один из наших юристов незамедлительно и совершенно бесплатно проконсультирует тебя.

На какой период возможно нормативное отключение горячей воды

По требованиям СанПин подача ГВС должна осуществляться бесперебойно. Однако существуют следующие оговорки для решения неординарных случаев:

  1. Для устранения аварийной ситуации не более 8 часов в месяц. При этом дневное ограничение составляет не более 4 часов. Тупиковая магистраль при аварии может ремонтироваться в течение 24 часов подряд. Существуют виды работ, которые носят капитальный характер и по своей сложности не могут быть выполнены в регламентированный срок. Но это является скорее отягчающим обстоятельством для коммунальщиков. И увеличение срока ликвидации аварии служит поводом для выполнения перерасчета.
  2. Для выполнения обязательных профилактических мероприятий, которое производятся только в летний период, допустимая продолжительность проведения работ ограничивается 14 сутками. Если отсутствие горячей воды осенью или того хуже зимой обуславливается профилактическими работами, то это не правдивая информация. Так как данный вид работ проводится с согласования местных органов власти только в летнее время. Несмотря не причиняемые неудобства, профилактика системы гвс очень важна. От качественно выполненной работы зависит дальнейший срок службы системы и ее качественные параметры, такие как давление и температуры сети.

Время перечисленного отключения закреплено законодательно постановлением №354 Правительства РФ. То есть отключение системы гвс на срок более длительный, чем регламентировано в законе, является бесправными действиями со стороны коммунальной компании. Урегулировать ситуацию можно обратившись в территориальное отделение Роспотребнадзора.

Действия коммунальных служб при отключении воды

Любые действия проводимые работниками всех коммунальных служб проработаны «Правилами предоставления коммунальных услуг», где четко прописан алгоритм работы.

В ситуации с отключением горячей воды, независимо от причины этой ситуации, первый шаг у работников — это оповещение жильцов дома с указанием причины и ориентировочной даты ее устранения. Не оповещенный жилец имеет право обжаловать действия коммунальщиков.

В уведомлении не нуждаются действия направленные на оперативное устранение аварии, ликвидации последствий стихии. В этот ряд попадают отсоединения несанкционированных врезок в систему и квартирные отключения должников и нерадивых жильцов, угрожающих соседям затоплением.

Если горячее водоснабжение все же перекрыто, то на основании постановления №354 Правительства РФ должен быть осуществлен перерасчет платы в следующих случаях:

  • в случае превышения допустимой временной продолжительности отключения ГВС оплата за коммунальную услугу снижается в размере 0,15% размера оплаты за каждый просроченный час. Важно понимать, что перерасчет выполняется только по статье «Горячее водоснабжение» и при отсутствии водомера в квартире;
  • в случае отключения горячей воды на летний период оплата снимается полностью. Главное помнить владельцам счетчиков, что из крана гвс может идти вода, предназначенная для ГВС, но не нагретая до нормативной температуры. Показания будут считываться и в итоге Вас вынудят оплатить израсходованные кубы холодной воды по цене горячей. Закрыть задвижки на подающей магистрали обязанность УК, но во избежание неприятной ситуации лучше перекрыть квартирный вентиль на стояке ГВС.

Действия жильцов при отсутствии ГВС

Обнаружив отсутствие горячей воды необходимо немедленно связаться с диспетчером УК  и выяснить причину и ориентировочные сроки устранения неполадок. Если время выходит за дозволенные правилами временные рамки, то свои претензии нужно зафиксировать в коммунальной компании.

Можно по телефону, выяснив у диспетчера номер регистрации Вашего обращения и фамилию ответственного лица. Либо в письменном виде с отметкой на Вашем экземпляре о получении входящего заявления.

По Вашему обращению создается компетентная комиссия, которая проверяет факты, изложенные в заявлении, и фиксирует их в акте. Один экземпляр акта с подписями членов комиссии и заявителя остается у работника коммунальной организации, а второй предоставляется жильцу. Если жилец не согласен с выводами комиссии, он имеет право написать особое мнение на всех экземплярах этого акта.

Отключения ГВ являются нарушением прав жильцов дома, как потребителей. Ущемление прав проживающих в доме наказуемо для ответственных лиц, необходимо только знать свои права и вовремя напоминать об их существовании нерадивым специалистам.

Юрист сайта

Константин Новиков

Стаж 24 лет

Не нашли ответ на свой вопрос? Напишите его нам и мы БЕСПЛАТНО проконсультируем Вас. Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. №324-ФЗ каждый гражданин Российской Федерации имеет право на БЕСПЛАТНУЮ юридическую помощь.

zhilishhnyj-vopros.ru

Оплата теплоэнергии в составе ГВС

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 № 129 в целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду внесены изменения в ПП РФ от 06.05.2011 № 354 и ПП РФ от 23.05.2006 № 306. Согласно внесенным поправкам при установлении двухкомпонентных тарифов на горячее водоснабжение (далее — ГВС) «размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» (абзац 6 пункта 38 Правил 354), при этом уполномоченный орган субъекта РФ «устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» (пункт 32(1) Правил 306). И если порядок расчета стоимости ГВС между потребителем и исполнителем коммунальной услуги (далее — ИКУ) был решен (хотя и по сей день имеется огромное число случаев его нарушения), то при расчете между ИКУ и ресурсоснабжающей организацией (далее — РСО) возникали и продолжают возникать споры, особенно в случаях оборудования домов общедомовыми приборами учета, определяющими как объем потребления ГВС, так и количество теплоэнергии в составе потребленной горячей воды.

 

Тепло в ГВС: обем потребления и стоимость к оплате

Если рассматривать потребление горячей воды в помещениях МКД, то легко установить случаи, в которых при одинаковом объеме потребления горячей воды потребление тепла в составе этой воды будет различным. К таким случаям можно отнести потребление при отсутствии циркуляции в доме «остывшей» горячей воды теми жильцами, кто раньше просыпается с утра или позже ложится спать вечером. Очевидно, что более горячей будет вода при длительном единовременном потреблении по сравнению с множеством кратковременных включений, даже если суммарный объем кратковременных включений будет равен объему длительного единовременного потребления. В межотопительный период наблюдается существенная разница температуры горячей воды в однотипных домах (для которых услановлены одинаковые нормативы потребления) в зависимости от протяженности сети ГВС от этих домов до РСО (удаленность МКД от котельной) — жильцы домов, подключенных к «концевым» сегментам теплосетей, обычно пользуются менее горячей водой, чем дома, подключенные к «транзитным» трубопроводам тех же сетей.

Вероятно, для создания некой усредненной унифицированной системы расчета Правительство РФ приняло решение утверждать нормативы расхода теплоэнергии на подогрев ГВС и наделило правом устанавливать такие нормативы субъекты РФ, уполномоченные утверждать нормативы потребления коммунальных услуг. Тем самым была исключена возможность определения различной стоимости горячей воды (в рублях за куб.метр), например, для жильцов различных квартир одного и того же многоквартирного дома. Необходимо отметить, что также исключена и различная стоимость горячей воды (в рублях за куб.метр) для жильцов одного дома в различные месяцы — ведь расчет стоимости кубометра горячей воды, потребленного потребителем, должен проивзодиться исходя из стоимости компонента на холодную воду, тариф на которую утверждается субъектом РФ, и стоимости компонента на тепловую энергию, тариф на которую и объем на каждую единицу воды (норматив тепла на подогрев ГВС) тоже утверждается субъектом РФ. Таким образом, стоимость одного кубометра горячей воды никак не зависит от реального расхода тепла на подогрев этой воды (каким-либо образом измеренного или рассчитанного), а рассчитывается исходя только из тех параметров, которые утверждены органами госвласти субъекта РФ.

Если говорить о количестве теплоэнергии, потребляемом на цели горячего водоснабжения всем многоквартирным домом (далее — МКД), то, разумеется, такое количество можно определить таким общедомовым прибором учета (далее — ОПУ), который измеряет не только расход горячей воды на нужды ГВС, но и теплосодержание этой воды. Позиция подавляющей части РСО, заключающаяся в том, что тепло, поступившее в МКД, подлежит оплате в полном объеме, является разумной и логичной. Не менее логичным является определение количества теплоэнергии в составе ГВС, потребленного всем МКД, по ОПУ, позволяющему такое количество измерить. При этом в применении норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденного органами госвласти субъекта РФ, по мнению указанных РСО, необходимости нет. В случае же отсутствия в общедомовом приборе учета ГВС функции по измерению количества тепла (а тем более при отсутствии ОПУ вообще) те же РСО полагают использование норматива тепла на подогрев ГВС уже необходимым.

Позиция, безусловно, не лишена логики, однако действующее законодательство РФ не дает права выбора — использовать в расчетах норматив тепла на подогрев ГВС или не использовать. Нормы о применении в расчетах именно норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, являются императивными, подлежащими безусловному исполнению. В то же время никаких норм о возможности применения в расчетах показаний ОПУ, определяющих количество теплоэнергии в составе ГВС, законодательство РФ попросту не содержит. Таким образом, использование в расчетах таких показаний ОПУ хотя и логично, но не основано на законе, а следовательно — неправомерно. При этом использование в расчетах норматива тепла на подогрев ГВС — не право, предусмотренное для отдельных случаев (например, отсутствие ОПУ, либо отсутствие функции ОПУ по измерению теплосодержания в ГВС), а обязанность для любых случаев без исключения.

Из вышесказанного следует, что при расчете стоимости ГВС (как между потребителем и исполнителем услуги по ГВС, так и между ИКУ и РСО) используется не фактически потребленный объем теплоэнергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а норматив потребления тепла на подогрев ГВС.

 

Что установил суд?

Указанные обстоятельства изучил Арбитражный суд Московской области, а потом — по апелляционной жалобе — 10-й Арбитражный апелляционный суд, при рассмотрении дела по иску ООО «Орехово-Зуевская Теплосеть» к ТСЖ «Автопроезд» (дело № А41-18008/16) о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии. В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены Главное Управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

В Решении от 12.12.2016 по делу № А41-18008/16 АС Московской области указал:

«Непосредственно, полно и объективно исследовав представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, суд пришел к следующему.

Как установлено судом, 26 сентября 2012 года, между истцом и ответчиком заключен Договор на теплоснабжение № 240, в соответствии с которым истец является энергоснабжающей организацией, ответчик — абонент.

В соответствии с п.1 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию...

На основании ст.544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.

В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. № 129 (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. № 354 (далее — Правила №354), и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее — Правила № 306).

Пунктом 38 Правил № 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета — исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.

Вместе с тем, Правилами № 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.

Учитывая изложенное, Правилами № 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В связи с этим соответствующими изменениями, внесенными в Правила № 306, предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Так, согласно пункту 7 Правил № 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели:

в жилых помещениях — куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека;

на общедомовые нужды — куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами № 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.

Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Соответственно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.

Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами № 354 не предусмотрено.

Гражданские права и обязанности управляющей организацией или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее — товарищество, кооператив) по осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, возникают из договоров ресурсоснабжения, заключаемых в порядке, предусмотренном Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее соответственно — постановление № 124, Правила № 124).

Согласно подпунктам «г», «е» пункта 17 Правил № 124 порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок оплаты коммунального ресурса являются существенными условиями договора ресурсоснабжения.

При этом во взаимосвязи с требованиями Правил № 124 при заключении договора ресурсоснабжения подлежат применению также Требования при осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 253 (далее — Требования).

Пунктом 4 Требований установлено, что в пользу ресурсоснабжающих организаций подлежат перечислению денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты именно коммунальных услуг.

При этом пунктом 5 Требований предусмотрено, что размер платежа исполнителя коммунальной услуги, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в зависимости от оплаты потребителем соответствующей коммунальной услуги в полном размере, указанном в платежном документе, либо при частичной оплате, что в полной мере корреспондирует с указанными выше нормами Правил № 124.

На основании вышеуказанного, размер платежа исполнителя коммунальной услуги в пользу ресурсоснабжающей организации подлежит определению с учетом количества денежных средств, поступивших от потребителей коммунальных услуг, а также с учетом объемов коммунальных ресурсов в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Кроме того, управляющие организации (товарищества, кооперативы) являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу.

В соответствии с Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2012 г. № АКПИ12-604, согласно которым в рамках постановления № 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.

Учитывая изложенное, вне зависимости от договоренности стороны обязаны следовать императивным нормам, которые регулируют порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги.

Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство.

В соответствии с положениями статьи 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным, в том числе с использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

С учетом изложенного, при заключении договора ресурсоснабжения с лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, и установления в нем условий, в том числе регламентирующих порядок прекращения поставки соответствующего вида коммунального ресурса в многоквартирный дом, необходимо в первую очередь руководствоваться нормами жилищного законодательства, в частности Правил № 124 с учетом положений Правил № 354.

Пунктом 5 Требований установлено, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами № 354 (при оплате потребителем в полном объеме), а при оплате потребителем не в полном объеме — размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.

Исходя из этого, товарищество собственников жилья обязано покрывать обязательства перед ресурсоснабжающими организациями за объем коммунального ресурса за счет средств, поступивших от потребителей в оплату потребленных коммунальных услуг по горячему водоснабжению, то есть рассчитанного исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

На основании вышеизложенного Арбитражный суд Московской области полагает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями ст. 110, 112, 162, 167–170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Московской области

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований отказать».

 

Десятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев апелляционную жалобу на решение АС Московской области, принял Постановление от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу № А41-18008/16, которым повторил аргументы суда первой инстанции, дополнительно указав:

«Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска, были обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2016 года по делу № А41-18008/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения».

 

Выводы

Арбитражный суд Московской области и поддержавший его мнение 10-й Арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела № А41-18008/16 установили, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от типа системы теплоснабжения/горячего водоснабжения (открытая или закрытая), независимо от периода года (отопительный или межотопительный), «количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения..., при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями».

В данный момент на рассмотренные в настоящей статье решения судов подана кассационная жалоба в Арбитражный суд Московского округа. Жалоба принята к рассмотрению, заседание назначено на 26.07.2017. Подписчики информационной рассылки АКАТО будут проинформированы о решении кассационной инстанции по указанному делу.

 

Решение АС Московской области от 12.12.2016 по делу № А41-18008/16 > > >

Постановление 10 ААС от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу N А41-18008/16 > > >

 

****************************************************************************

Результаты рассмотрения кассационной жалобы > > >

****************************************************************************

 

acato.ru