Снип защитный слой арматуры в бетоне: Защитный слой бетона для арматуры по СП 63.13330
Содержание
Защитный слой бетона для арматуры по СП 63.13330
Требования к защитному слою бетона для защиты арматуры приведены в разделе 10.3 действующего и обязательного к применению СП 63.13330.2018 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003».
Защитный слой бетона — это толщина слоя бетона от грани элемента до ближайшей поверхности арматурного стержня (п.3.5 СП 63.13330.2018).
Для чего необходим защитный слой бетона:
- обеспечение совместной работы арматуры с бетоном;
- обеспечение возможности устройства стыка арматурных элементов и анкеровки арматуры в бетоне;
- сохранность арматуры от воздействий окружающей среды, в том числе агрессивных воздействий;
- обеспечение огнестойкости конструкций.
Согласно п. 10.3.2 и таблице 10.1 СП 63.13330.2018 толщина минимального защитного слой бетона должна составлять:
- В закрытых помещениях при нормальной и пониженной влажности не менее 20 мм.
- В закрытых помещениях при повышенной влажности (при отсутствии дополнительных защитных мероприятий) не менее 25 мм.
- На открытом воздухе (при отсутствии дополнительных защитных мероприятий) не менее 30 мм.
- В грунте (при отсутствии дополнительных защитных мероприятий), в монолитных фундаментах при наличии бетонной подготовки не менее 40 мм.
- В монолитных фундаментах при отсутствии бетонной подготовки (только для нижней рабочей арматуры) не менее 70 мм
Важные примечания!
1. Толщину защитного слоя бетона следует принимать не менее диаметра стержня арматуры и не менее 10 мм.
2. Для конструктивной арматуры (не рабочей) толщину защитного слоя бетона допустимо уменьшать на 5 мм (по сравнению с требуемыми для рабочей арматуры).
3. Для сборных элементов (сборные плиты перекрытия и покрытия, балки и т.д.) толщину защитного слоя бетона рабочей арматуры уменьшают на 5 мм.
4. В однослойных конструкциях из ячеистого бетона толщина защитного слоя во всех случаях принимается не менее 25 мм.
5. В однослойных конструкциях из легкого и поризованного бетонов классов В7,5 и ниже толщина защитного слоя должна составлять не менее 20 мм, а для наружных стеновых панелей (без фактурного слоя) — не менее 25 мм.
6. Толщина защитного слоя бетона у концов предварительно напряженных элементов на длине зоны передачи напряжений должна составлять не менее 3d и не менее 40 мм — для стержневой арматуры и не менее 20 мм — для арматурных канатов.
7. Допускается защитный слой бетона сечения у опоры для напрягаемой арматуры с анкерами и без них принимать таким же, как для сечения в пролете для преднапряженных элементов с сосредоточенной передачей опорных усилий при наличии стальной опорной детали и косвенной арматуры (сварных поперечных сеток или охватывающих продольную арматуру хомутов).
8. В элементах с напрягаемой продольной арматурой, натягиваемой на бетон и располагаемой в каналах, расстояние от поверхности элемента до поверхности канала следует принимать не менее 40 мм и не менее ширины (диаметра) канала, а до боковых граней — не менее половины высоты (диаметра) канала.
9. При расположении напрягаемой арматуры в пазах или снаружи сечения элемента толщину защитного слоя бетона, образуемого последующим торкретированием или иным способом, следует принимать не менее 20 мм.
Расстояние между арматурой по СП 63.13330 (СНиП 52-01-2003)
Арматурные работы. Допустимые отклонения при укладке по СП
Защитный слой бетона для арматуры: минимальная толщина
Защитным слоем бетона называется слой смеси от арматуры до поверхности. Для нормального взаимодействия арматуры с бетоном и корректного функционирования железобетонных блоков необходимо правильно рассчитать толщину защитного слоя. Он защищает арматуру от коррозии и нагрева.
От чего зависит толщина?
В соответствии с типом железобетонных конструкций и диаметром стержней арматуры определяют минимальную толщину слоя. Для конструкций разных типов и диаметров стержней приняты нормы, различающиеся для поперечной и продольной арматуры.
Минимальная толщина защитного слоя бетона, используемая для продольной арматуры (напрягаемой и ненапрягаемой), ограничена диаметром стержня и размером железобетонной конструкции, данная зависимость приводится в таблице. Толщина слоя для продольной арматуры не должна быть меньше диаметра стержня. При этом существуют требования для различных фундаментов:
- для сборных фундаментов и балок – не менее 30 мм;
- для фундаментов монолитного типа с бетонной подготовкой – не менее 35 мм;
- для фундаментов монолитного типа без применения бетонной подготовки – не менее 70 мм.
Допустимые снижения толщины слоя (но не менее диаметра стержня):
- если используется бетонная подготовка или конструкция устанавливается на скальном грунте, толщина слоя снижается до 40 мм;
- для сборных элементов толщина слоя уменьшается на 5 мм;
- для арматуры конструктивного типа минимальное значение толщины слоя бетонной смеси на 5 мм меньше величины, требуемой для рабочей арматуры.
При толщине слоя более 50 мм необходимо установить арматуру в виде сеток. Толщина согласно СНИП принимается не менее диаметра рабочей арматуры. В зависимости от эксплуатационных условий определяют следующую толщину защитного слоя бетонной смеси:
- 20 мм – при нормальной и повышенной влажности в закрытых помещениях;
- 25 мм – при повышенном уровне влажности и отсутствии дополнительной защиты в закрытых помещениях;
- 30 мм – на открытом воздухе без дополнительной защиты;
- 40 мм – для фундаментов при наличии бетонной подготовки, в грунте без дополнительной защиты.
Минимальные расстояния между стержнями
Расстояния по высоте и ширине между стержнями должны обеспечивать взаимодействие рабочей арматуры и бетона. Минимальный защитный слой бетона указывают с учетом удобства уплотнения смеси, ее укладки. В случае использования предварительно напряженных конструкций необходимо учитывать степень обжатия и габариты зажимов и домкратов, обеспечивающих натяжение арматуры.
За минимальное расстояние между стержнями продольно растянутой и продольно сжатой арматуры принимается размер не менее 50 мм.
В случае ограничений стержни допускается размещать попарно без зазора. С условием, чтобы в процессе бетонирования спаренные стержни, расположенные горизонтально, находились друг над другом.
При необходимости в восстановлении защитного слоя бетона применяют специальные растворы для выравнивания поверхности. Также для укрепления используют армирующую сетку.
Слой защитный бетонный к арматурному стержню
Требования к слою защитному бетонному для защиты арматуры приведены в п.3.5 и п.10.3 СП 63.13330.2012 (СП 63.13330.2018) Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Обновленная редакция СНиП 52-01-2003.
Защитный слой бетона — толщина слоя бетона от лицевой стороны элемента до ближайшей поверхности арматурного стержня.
Зачем нужен защитный слой бетона:
- обеспечение совместной работы арматуры с бетоном;
- обеспечение возможности соединения арматурных элементов и анкеровки арматуры в бетоне;
- безопасность арматуры от воздействия окружающей среды, в том числе агрессивного воздействия;
- обеспечение огнестойкости конструкций.
Согласно п. 10.3.2 и табл. 10.1 (СП 63.13330.2012, СП 63.13330.2018) толщина минимального защитного слоя бетона должна быть:
- В помещении с нормальной и пониженной влажностью не менее 20 мм.
- В помещении с повышенной влажностью (при отсутствии дополнительных мер защиты) не менее 25 мм.
- На открытом воздухе (при отсутствии дополнительных мер защиты) не менее 30 мм.
- В грунте (при отсутствии дополнительных защитных мероприятий), в фундаментах при наличии бетонной подготовки не менее 40 мм.
Важные указания!
1. Толщину защитного слоя бетона следует принимать не менее диаметра арматурного стержня и не менее 10 мм.
2. Для конструктивной арматуры (нерабочей) допускается уменьшение толщины защитного слоя бетона на 5 мм (по сравнению с требуемыми для рабочей арматуры).
3. Для сборных элементов (сборные плиты перекрытия и покрытия, балки и др.) толщина защитного бетонного слоя рабочей арматуры уменьшается на 5 мм.
4. В однослойных конструкциях из ячеистого бетона толщина защитного слоя во всех случаях принимается не менее 25 мм.
5. В однослойных конструкциях из легких и пористых бетонов классов В7,5 и ниже толщина защитного слоя должна быть не менее 20 мм, а для панелей наружных стен (без фактурного слоя) не менее 25 мм.
6. Толщина бетонного защитного слоя на торцах предварительно напряженных элементов по длине зоны передачи напряжений должна быть не менее 3d и не менее 40 мм для стержневой арматуры и не менее 20 мм для арматурных канатов.
7. Допускается защитный слой бетона сечения по опоре для предварительно напряженной арматуры с анкерами и без анкеров принимать таким же, как для сечения в пролете для предварительно напряженных элементов с сосредоточенной передачей опорных усилий при наличии стальная несущая часть и косвенное армирование (сварные поперечные сетки или охватывающие хомуты продольной арматуры).
8. В элементах с натянутой на бетон и расположенных в швеллерах натянутой продольной арматурой расстояние от поверхности элемента до поверхности швеллера следует принимать не менее 40 мм и ширину (диаметр) швеллера не менее, и до боковых граней не менее половины высоты (диаметра) швеллера.
9. При расположении предварительно напряженной арматуры в пазах или вне сечения элемента толщину бетонного защитного слоя, образуемого последующим торкретированием или любым другим способом, следует принимать не менее 20 мм.
Как армировать бетонную плиту на земле, чтобы предотвратить растрескивание
Стальная арматура и арматура из сварной проволоки обеспечивают контроль ширины трещин в ненесущих плитах на земле.
21 мая 2020 г.
Kim Basham, PhD PE FACI
KB Engineering LLC
Вверху и внизу: Правильно расположенная/поддерживаемая арматура обеспечивает правильное расположение арматуры в плите. Обратитесь к документации производителей, чтобы узнать максимальное расстояние между стульями и другими опорами, и используйте минимальное расстояние между арматурами 12 дюймов, чтобы работники могли не ходить по арматуре.
Большинство плит на грунте не армированы или номинально армированы для контроля ширины трещин. При расположении в верхней или верхней части толщины плиты стальная арматура ограничивает ширину случайных трещин, которые могут возникнуть из-за усадки бетона и температурных ограничений, осадки подстилающего слоя, приложенных нагрузок или других факторов.
Этот тип армирования обычно называют усадочным и температурным армированием.
Усадочное и температурное армирование отличается от структурного армирования. Структурная арматура обычно размещается в нижней части толщины плиты для увеличения несущей способности плиты. Большинство конструкционных плит на земле имеют как верхний, так и нижний слои армирования для контроля ширины трещин и увеличения несущей способности. Из-за проблем конструктивности и затрат, связанных с двумя слоями армирования, конструкционные плиты на земле не так распространены, как ненесущие плиты.
Несмотря на то, что существует несколько вариантов армирования ненесущих плит на грунте, в этой статье основное внимание уделяется стальным арматурным стержням и арматуре из сварной проволоки для ограничения ширины трещин.
Неограниченный рост ширины трещины приводит к выкрашиванию краев вдоль внестыковых трещин при воздействии колесного транспорта, особенно погрузчиков с жесткими колесами.
Основы
Стальная арматура и арматура из сварной проволоки не предотвратят растрескивание. Армирование в основном бездействует, пока бетон не треснет. После растрескивания он становится активным и контролирует ширину трещин, ограничивая их рост.
Если плиты укладываются на высококачественное основание с равномерной опорой и состоят из бетона с низкой усадкой, а швы должным образом установлены на расстоянии 15 футов или менее, армирование обычно не требуется. Скорее всего, случайных или внезапных трещин будет немного. Если случайные трещины все-таки возникают, они должны оставаться достаточно плотными из-за ограниченного расстояния между швами и низкой усадки бетона, что ограничивает возможность эксплуатации или проблемы с техническим обслуживанием в будущем.
Когда плиты укладываются на проблемное основание с риском неравномерной поддержки или состоят из бетона с умеренной или высокой усадкой, или расстояние между швами превышает 15 футов, тогда необходимо усиление для ограничения ширины трещин в случае их возникновения. По мере того, как ширина трещины увеличивается и приближается к 35 милам (0,035 дюйма), эффективность передачи нагрузки через блокировку заполнителя снижается, и могут возникать дифференциальные вертикальные перемещения через трещины или «раскачивание» плиты. Когда это происходит, обнажаются края трещины и, вероятно, происходит растрескивание краев, особенно если плита подвергается воздействию колесного транспорта и особенно погрузчиков с жесткими колесами. Как только начинается выкрашивание, ширина трещин на поверхности становится больше, а износ плиты вдоль трещин значительно увеличивается.
Если деформационные швы недопустимы и не устанавливаются, требуется термоусадочное и температурное армирование. Этот подход к проектированию иногда называют непрерывно армированными или бесстыковыми плитами, и он допускает появление многочисленных, близко расположенных (от 3 до 6 футов) мелких трещин по всей плите.
Неограниченный рост ширины трещины приводит к выкрашиванию краев вдоль внестыковых трещин при воздействии колесного транспорта, особенно погрузчиков с жесткими колесами.
Варианты контроля трещин
Как правило, существует два варианта борьбы с трещинами в плитах на грунте: 1) контролировать расположение трещин путем установки компенсационных швов (не контролирует ширину трещины) или 2) контролировать ширину трещин путем установки арматуры (не контролировать место трещины).
В варианте 1 мы сообщаем плите, где трескаться, а ширина деформационных швов или трещин в швах в значительной степени определяется расстоянием между швами и усадкой бетона. По мере увеличения расстояния между швами и усадки бетона ширина швов увеличивается. Подобно трещинам, если ширина шва приближается к 35 милам, эффективность блокировки заполнителя для передачи нагрузок и предотвращения дифференциальных вертикальных перемещений по швам может быть значительно снижена. По этой причине многие проектировщики используют устройства для передачи нагрузки, включая стальные дюбели, пластины или непрерывную арматуру через деформационные швы, чтобы обеспечить положительную передачу нагрузки и ограничить дифференциальные вертикальные перемещения по швам.
В варианте 2 мы позволяем плитам растрескиваться случайным образом, но контролируем ширину трещин с помощью стальных арматурных стержней или арматуры из сварной проволоки. Обычно при таком варианте компенсационные швы не устанавливаются. Вместо этого растрескивание происходит хаотично, образуя многочисленные, плотно скрепленные между собой трещины. Из-за внешнего вида этот вариант борьбы с трещинами всегда следует обсуждать с владельцем.
Резка арматуры в местах стыков
Соблюдайте осторожность при использовании обоих способов борьбы с трещинами в одной и той же плите. Если через усадочные швы проходит слишком много арматуры, швы становятся слишком жесткими и могут не растрескиваться и не раскрываться, как предполагалось. Когда деформационные швы не активируются (т. е. трескаются и открываются) из-за армирования, обычно возникает внешовное или случайное растрескивание. Если используются оба варианта, необходимо ограничить количество арматуры, проходящей через стыки, чтобы обеспечить правильную активацию.
Некоторые проектировщики предписывают резать всю арматуру в деформационных швах, в то время как другие могут указывать резать каждый второй стержень или проволоку. Если обрезать каждый второй стержень или проволоку, оставшаяся арматура поможет обеспечить передачу нагрузки и сведет к минимуму дифференциальные перемещения панелей, но не будет препятствовать активации соединений. Если в спецификациях и строительных чертежах не указано, что делать с температурно-усадочной арматурой в местах стыков, подрядчики должны подать запрос на получение информации. Много раз подрядчиков необоснованно обвиняют в растрескивании вне швов, связанном с этой проблемой проектирования.
Метод перемещения арматуры из сварной проволоки в указанное место методом «зацепи и потяни» является неэффективным методом, которого следует избегать подрядчикам.
Расположение арматуры
Стальная арматура и арматура из сварной проволоки должны располагаться в верхней трети толщины плиты, поскольку усадочные и температурные трещины возникают на поверхности плиты. Трещины шире у поверхности и сужаются с глубиной. Таким образом, арматура для контроля трещин никогда не должна располагаться ниже середины глубины плиты. Арматура также должна располагаться достаточно низко, чтобы пила не разрезала арматуру. Для армирования сварной проволокой Институт армирования проволоки рекомендует размещение стали на 2 дюйма ниже поверхности или в пределах верхней трети толщины плиты, в зависимости от того, что ближе к поверхности. Конструкторы обычно определяют положение армирования, указывая защитный слой бетона (от 1 1/2 до 2 дюймов) для армирования.
Размещение одного слоя арматуры в центре или на середине глубины плиты не рекомендуется (за исключением плит толщиной 4 дюйма). Это универсальное место, где проектировщик надеется увеличить несущую способность плиты, а также обеспечить контроль ширины трещины. Однако размещение арматуры посередине плиты не позволит эффективно решить ни одну из этих задач.
Стальная арматура и арматура из сварной проволоки должны поддерживаться и достаточно связываться вместе, чтобы свести к минимуму перемещения во время укладки бетона и отделочных работ. В противном случае арматура может неправильно расположиться в плите. Поддержите арматуру стульями или опорами из сборных железобетонных стержней. Стулья должны иметь песчаные или опорные плиты, а перекладины должны иметь квадратное основание размером не менее 4 дюймов, чтобы гарантировать, что они не утонут в основании. Используйте расстояние между опорами, которое гарантирует, что арматура не провиснет между опорами или не будет продавлена пешеходным движением или свежим бетоном. Гибкая арматура, включая арматуру из сварной проволоки, требует меньшего расстояния между опорами. В дополнение к указанию типа и количества арматуры проектировщики должны указать тип и расстояние между опорами, чтобы обеспечить правильное расположение арматуры.
Арматура из сварной проволоки никогда не должна размещаться на земле и тянуться на место после укладки бетона. Техника «зацепи и потяни» всегда приводит к неправильному расположению арматуры. Как рабочие могут равномерно «зацепить и потянуть» сварную проволочную арматуру в указанном месте, стоя на арматуре?
Армирование, частично заглубленное в основание, не обеспечивает контроля ширины трещины. Без опорных стульев или сборных железобетонных блоков арматура обычно оказывается в нижней части плиты или заглубляется в основание.
Допуски на размещение
Допуск вертикального размещения арматуры в плитах на грунте составляет ± 3/4 дюйма от указанного места. Для плиты толщиной 12 дюймов или менее допуск защитного слоя бетона составляет — 3/8 дюйма, измеренный перпендикулярно бетонной поверхности, и уменьшение защитного слоя не может превышать одной трети указанного защитного слоя. Во многих случаях допуск покрытия переопределяет допуск вертикального размещения. Правильное размещение и поддержка арматуры поможет обеспечить соблюдение этих допусков вертикального размещения.
Первоначально эта статья была опубликована 25 февраля 2013 г.
Ссылки:
ACI 117-06. «Спецификация допусков для бетонных конструкций и материалов»
ACI 302.1R-04. «Руководство по устройству бетонных полов и плит»
ACI 360R-06. «Проектирование плит на грунте»
Заявление о позиции ASCC № 2. «Расположение рулонной сварной сетки в бетоне»
Технические факты WRI. «Опоры необходимы для долговременной работы арматуры из сварной проволоки в плите на уровне грунта» (TF 702-R-08)
Технические факты WRI. «Как определить, заказать и использовать армирование сварной проволокой» (TF 202-R-03)
10 вещей, которые нужно знать о волокнистом армировании бетона
Hillman представляет системы крепления бетона для средних нагрузок на WOC
2 90 10 лучших статей о строительстве на этой неделе: забудьте о заводской табличке, если хотите самый американский пикап
10 самых читаемых статей о строительстве: за неделю от 24 августа0–210 TPH
Руководство по фибробетону: советы по проектированию, спецификациям и применению
10 фактов, которые нужно знать о фиброармировании бетона
Будь готов к будущему
Бульдозеры Cat 900 готовы опередить конкурентов и сохранить больше денег в кармане.
Экономический отчет: активность растет, строительный сектор стабилен
Лидеры строительной отрасли сообщают о стабильной активности в ноябре. Медленные поставки и ценообразование остаются проблемой, в то время как труд улучшился. Уже второй месяц остается дефицит бетона.
Как я делаю мрамор из бетона
Как Брэдли Кумс, владелец компании Coomes Custom Concrete Creations, создает эффект мрамора на бетонных столешницах и столешницах.
Этот подрядчик полагается на роботизированную вязку арматуры
TyBOT от Advanced Construction Robotics помогает Shelby Erectors повысить рентабельность и повысить удобство для владельца проекта, а затем IronBOT еще больше ускорит работу
Изменения ASTM A615 от 2020 года соответствуют требованиям к арматуре как A706. Материал A706 теперь соответствует или превосходит все химические и механические требования для соответствующего размера и сорта A615.
GatorBar Одобрен Департаментом транспорта штата Вирджиния
Композитная арматура, армированная стекловолокном, GatorBar была включена в Оценочный список новых продуктов Департаментом транспорта штата Вирджиния.
Diablo бурит арматуру прямо насквозь с помощью сверла Rebar Demon SDS в World of Concrete 2022
Передовой опыт работы с георадаром: экономьте время, деньги и головные боли подрядчиков по бетону для соблюдения правил техники безопасности и передового опыта георадар становится все более распространенной технологией, используемой на стройплощадке.
Методика обнаружения арматуры
Существует несколько методов, доступных для бетонных подрядчиков, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Наиболее распространены вихревые токи (EC), георадар (GPR) и цифровая рентгенография (DR).
Макроволокна и Суперкубок — внутри бетона самого большого стадиона НФЛ
Использование синтетического волокна позволило сэкономить затраты, время и трудозатраты на строительство стадиона SoFi за счет использования армированного волокном бетона на верхних палубах.
Исследовательская группа изучает арматуру на основе конопли
Группа исследователей из Политехнического института Ренсселера нацелилась на разработку арматуры для бетона, изготовленной из конопли.