Смывка для радиаторных батарей: Как снять краску с батареи отопления: самые эффективные способы
Содержание
Можно ли красить горячие батареи? Как правильно красить и какую выбрать краску
Содержание:
- Требования к краске для горячих батарей, какую выбрать
- Акриловые
- Алкидные
- Масляные
- Водоэмульсионные
- Специальные
- Эмали в аэрозоле
- Влияет ли цвет краски на теплоотдачу радиатора?
- Что нам понадобится для окрашивания
- Материалы
- Инструменты
- Круглые
- Радиаторные
- Филёночные
- Как подготовить радиатор к покраске
- Особенности покраски батарей выполненных из различных материалов
- Пошаговая инструкция по покраске
- Красить в отопительный сезон или подождать
- Советы и рекомендации
- Заключение
Можно ли красить горячие батареи – этот вопрос волнует тех, кто задержался с ремонтом квартиры летом, и пришлось заниматься им в отопительный сезон. Краски это продукт химической промышленности и у людей возникает опаска, как «поведёт» себя свежее красочное покрытие на поверхности горячего металла.
В данной статье читатель узнает, какие риски могут возникнуть и как их избежать при окраске горячих батарей. Здесь даны советы, как подготовить радиатор к покраске, как лучше красить и какой краской отопительный прибор в зависимости от его вида. Поможет в этом пошаговая инструкция.
Также надо подготовить краску, инструмент и нужные материалы, вооружиться средствами индивидуальной защиты и только после этого приступить непосредственно к самой покраске.
Требования к краске для горячих батарей, какую выбрать
Радиаторы отопления требуют особого подхода в выборе краски во время отопительного сезона. Ведь это приборы, которые зимой могут сильно нагреваться и не всякая краска подойдёт для этих условий. Красящему веществу нужно пройти стадию полимеризации и высыхания на разогретом металле, не потеряв таких свойств, как адгезия, цветоустойчивость, прочность и привлекательный вид. Помимо этого красящий материал должен быть гипоаллергенным и не распространять неприятные запахи.
Учитывая вышеуказанные требования для горячих батарей, применяют следующие красочные материалы:
- акриловые;
- алкидные;
- масляные;
- водоэмульсионные;
- специальные;
- эмали в аэрозоле.
Акриловые
Акриловые красители, созданные на основе полиакриловых эмульсий, быстро высыхают, не имеют запаха, и применяются для окраски батарей в детских комнатах. По типу растворителя их можно разделить на водно-дисперсионные виды и красители на основе органических растворителей. Для окраски батарей используют акриловые составы растворимые водой. Они экологически безопасны и безвредны для здоровья человека.
Одним из преимуществ акриловых составов является то, что свежие потёки и пятна в ненужных местах легко удаляют ветошью, смоченной в воде, не оставляя никаких следов.
Вместе с тем, нельзя оставлять банку с краской открытой даже на небольшое время. Краска быстро высохнет и потеряет свои качества.
Алкидные
Алкидные краски изготавливают из алкидных смол, получаемых путём температурной обработки растительных масел с участием спиртов. В продажу алкидные составы поступают в готовом виде в металлических банках. Они отличаются эластичностью и долговечностью, быстро сохнут, не усаживаются, не трескаются и не теряют яркости. Самый распространённый вид алкидной краски – это пентафталевая эмаль белого цвета.
Существенным недостатком данного красителя является то, что испаряясь компоненты краски при её высыхании, могут долгое время издавать неприятный запах.
Поэтому окраску батарей в зимнее время алкидным составом можно производить, вооружившись специальным газовым респиратором, освободив помещения от людей на некоторое время, и насколько возможно зимой проветривать комнаты со свежеокрашенными радиаторами.
Другим недостатком является плохая стойкость белого цвета. Со временем окрашенные поверхности желтеют.
Масляные
Их основой являются растительные масла. Применяются, как водонепроницаемые покрытия металлических поверхностей.
Для покраски радиаторов в горячем состоянии масляные составы практически не применяются.
Их с успехом заменили акриловые красители. Покрашенные поверхности масляными составами долго сохнут, но образуют прочное покрытие, не допускающее возникновения коррозионных процессов в металле батарей.
Водоэмульсионные
Состоят из воды с мелкими частичками полимеров и пигментов во взвешенном состоянии. После нанесения краски на любую поверхность молекулы воды испаряются, оставляя прочный слой застывшей эмульсии. По своему составу водоэмульсионные красители схожи с акриловыми красками.
Ими можно окрашивать горячие приборы отопления. Краска может со временем потерять глянец и начать шелушиться.
Специальные
Это эмали адресного назначения, а именно специально созданные для покраски приборов и труб отопления в любом состоянии – будь они холодными, тёплыми или совсем горячими.
В своей основе это те же акриловые краски, только имеющие в своём составе специальные добавки. Специальная краска является гипоаллергеной, не имеет запаха и со временем не желтеет. После высыхания красящее покрытие образует прочный глянцевый слой.
Эмали в аэрозоле
Аэрозольная эмаль удобна, когда нужно покрасить панельные радиаторы. В продаже можно найти это средство в баллончиках с автомобильной термостойкой эмалью. В отличие от решётчатых чугунных батарей панельные радиаторы представляют сплошные плоскости.
По этой причине аэрозоль практически полностью ложится на обрабатываемую поверхность, не уходя на сторону. Поэтому, несмотря на кажущуюся дороговизну краски в баллончиках, в конечном счёте, получается существенная экономия затрат.
Рассмотрев вышеперечисленные виды красящих материалов, можно выбрать краску для горячих батарей в период отопления с учётом особенностей отопительных приборов.
Влияет ли цвет краски на теплоотдачу радиатора?
В современном мире на этот счёт развёрнута оживлённая дискуссия. Причём мнения встречаются противоречивые и взаимоисключающие. Высказывания одной стороны сходятся в том, что цвет может оказывать большое влияние на теплоотдачу отопительных приборов, другие участники спора наоборот исключают влияние цвета батарей на степень теплопередачи во внутренне пространство отапливаемого помещения.
Реальный ответ на этот вопрос лежит в третьей плоскости.
Да, цвет краски может влиять на теплоотдачу радиатора, но столь несущественно, что на это не стоит обращать внимания. Так, по мнению специалистов, красить горячие батареи отопления краской зелёного цвета и свинцовыми белилами можно, уменьшив теплоотдачу на 4,4% и 1,3% соответственно.
А вот, если наносить на батареи белую и терракотовую эмаль, то теплоотдача радиаторов наоборот увеличится на 1% и 3,8% соответственно. Влияние краски любого цвета на теплоотдачу отопительных приборов при толщине покрытия до 1 мм вообще ничтожно.
Что нам понадобится для окрашивания
После того, как было выяснено, что батареи можно красить в отопительный сезон, нужно подготовить их к окраске. Для этого необходимо будет приготовить следующие материалы и инструменты.
Как красить батареи. Лайфхаки и советы от Кати
Смотрите это видео на YouTube
Материалы
Из материалов понадобятся листы бумаги или картона для ограждения окружающих радиатор поверхностей от потёков и брызг краски. Нужен будет соответствующий растворитель и ветошь.
Как правильно покрасить радиаторы отопления
Смотрите это видео на YouTube
Инструменты
Это кисти:
- круглые;
- радиаторные;
- филёночные;
Круглые
Кисть имеет круглую форму щётки. Сноп щетины крепится к круглой деревянной ручке металлическим ободом. Применяют кисть для покраски широких секций радиаторов. Оптимальный диаметр щетины – 38 мм.
Радиаторные
Радиаторная кисть – это основной инструмент для покраски чугунных батарей, где затруднён доступ к тыльной стороне секций радиатора отопления. Кисть имеет длинную ручку, конец которой изогнут. Рекомендуется запастись такими кистями с разной длиной щетины от 20 до 100 мм.
Филёночные
Предназначены для вытягивания филёнок – тонких полосок краски. Небольшими круглыми кисточками удобно пользоваться для окончательной доводки покрашенных поверхностей. Ими заполняют краской труднодоступные или пропущенные места.
Как подготовить радиатор к покраске
Подготовку батарей к покраске производят следующим образом:
- Влажной ветошью протирают тщательно все секции отопительного прибора. В случае сильного загрязнения батарею моют с применением моющих средств.
- Ржавчину снимают шкуркой (отрезком наждачной бумаги). Если коррозия оказалась глубокой, то её удаляют металлической круглой щёткой, вставленной в патрон дрели.
- Труднодоступные места обрабатывают преобразователем ржавчины. Химический раствор превращает оксиды железа в прочный антикоррозионный слой. Жидкость наносят подходящей по размеру кистью. Работать нужно в перчатках.
- Готовят смывку. Раствор наносят на горячую батарею и накрывают плёнкой. Часа через два разбухшую старую краску удаляют шпателем или металлической круглой щёткой. Смывку можно приготовить в домашних условиях. Для этого 1 кг соды перемешивают с таким же количеством гашённой извести в 5 литрах воды.
- Окончательно все поверхности зашкуривают и обезжиривают уайт-спиритом.
- Отопительный прибор покрывают специальной грунтовкой. Грунтовка увеличивает адгезию краски с очищенной поверхностью батареи.
Если подготовительные мероприятия были правильно выполнены, то краска идеально ляжет на обработанные поверхности отопительных приборов в горячем состоянии.
Особенности покраски батарей выполненных из различных материалов
10 причин выбрать акриловую краску для радиаторов
Смотрите это видео на YouTube
Ассортимент домашних радиаторов водяного отопления состоит из различных по материалу изготовления радиаторов таких, как приборы:
- чугунные;
- стальные;
- алюминиевые;
- биметаллические;
- медные.
Каждый вид требует особого подхода в приёмах окраски исходя из конструкционных особенностей. Чугун красят круглыми и радиальными кистями. Панельные стальные приборы лучше окрашивать пульверизатором. Биметаллические и алюминиевые приборы красят круглыми и филёночными кистями. Открытые алюминиевые поверхности оставляют нетронутыми из-за высоких антикоррозионных качеств алюминия. Медные радиаторы вообще окраске не подлежат.
Пошаговая инструкция по покраске
Покраска чугунных радиаторов отопления.
Смотрите это видео на YouTube
После того, как осуществлена подготовка радиатора к покраске, приступают к выполнению комплекса работ по окрашиванию батарей в соответствии с нижеследующими пунктами инструкции.
- Укрывным материалом (ПВХ плёнкой, листами бумаги или картона) закрывают стены и полы вокруг батарей. Фиксируют защитное покрытие скотчем.
- Окрашивают радиаторы сверху вниз. Все потёки убирают кистью.
- Лицевые поверхности секций красят круглыми кистями и валиками.
- Поверхности между секциями и внутри красят радиаторными кисточками с изогнутыми головками.
- Панельные приборы покрывают краской валиками или наносят краситель аэрозольными баллончиками. Красят также отопительные панели краскопультом.
- В соответствии с видом краски выдерживают определённое время между слоями краски.
- Тактильно определяют окончательное высыхание краски.
- Убирают укрывной материал.
Красить в отопительный сезон или подождать
Решение этого вопроса зависит от желания хозяев квартиры. Если ремонт квартиры завершился, когда пришла пора включать отопление, а батареи остались в неприглядном виде, то лучшим вариантом будет не ждать весны, а приступить к окраске сразу.
Препятствием к этому может оказаться присутствие в квартире маленьких детей и пожилых людей. Активное проветривание помещений, где были окрашены радиаторы отопления, может негативным образом сказаться на их здоровье. Тогда действительно лучше подождать до тёплых дней.
Советы и рекомендации
Представляем вам полезные советы и рекомендации по окрашиванию горячих батарей в отопительный сезон.
- В отопительный сезон, когда радиаторы отопления разогреты, предпочтительно окрашивать их акриловыми эмалями или специальной краской для батарей. В этом случае не нужно будет проветривать помещения длительное время.
- В конвекторах не нужно, да и нельзя красить алюминиевые лепестки. Красят только защитный кожух.
- При работе с алкидными эмалями обязательно нужно надевать перчатки, пользоваться респиратором и одевать очки.
Заключение
Красить горячие батареи, безусловно, можно. Главное в этом деле сделать правильный выбор в пользу той или иной краски и подобрать нужные кисти. Обязательно нужно соблюдать правила техники безопасности при работе с огнеопасными красящими составами и с вредными испарениями.
Чем нельзя красить батареи отопления !! О красках. Водоэмульсионной краской Нельзя!!
Смотрите это видео на YouTube
Как снять старую краску с батарей отопления
Если радиатор не новый, перед покраской нужно удалить слой старой краски. Это довольно трудоемкий процесс, но другого способа превратить батарею в современный элемент интерьера просто нет.
Содержание:
- Подготовка к удалению краски
- Способы удаления краски
- Химический вариант
- Аэрозоли
- Термический способ org/ListItem»> Механический способ
- Удаление порошковых красок
- Меры безопасности
Снять старую краску с батарей отопления можно несколькими методами, в том числе термическим, механическим и химическим.
Подготовка к удалению краски
Очистку батареи рекомендуется начинать непосредственно перед ремонтом, когда уже подготовлены стены и пол. Если же удаление краски осуществляется после окончания ремонта, рекомендуется накрыть близлежащие поверхности полиэтиленовой пленкой или бумагой. Если этого не сделать, химические вещества, пыль и горячий воздух повредят покрытия.
Для удаления краски нужны такие инструменты и приспособления:
- металлический шпатель;
- щетка с проволочной щетиной;
- ветошь или ненужные тряпки.
Совет! Правильнее снять батарею и вынести ее на свежий воздух, чтобы удалять краску там.
Какой бы способ удаления лакокрасочного покрытия не был выбран, необходимо позаботиться о собственной безопасности. Понадобятся перчатки из резины или плотной ткани, поскольку придется работать с растворителем. Нужны защитные очки и респиратор.
Прежде чем удалять старый слой краски, необходимо отключить отопление. Очищать горячий радиатор не только неэффективно, но и опасно, если речь идет о применении химических реагентов.
к содержанию ↑
Способы удаления краски
Химический вариант
В продаже представлен широкий ассортимент химических средств для очистки поверхности от старой краски.
Химикаты выпускаются в разных концентрациях, однако условно все жидкости можно разделить на 2 типа:
- аэрозоли;
- жидкие составы.
Для пластинчатых радиаторов рекомендуется использовать жидкие смывки. Вначале на радиатор наносят смывку на 15 – 20 минут. Когда покрытие начнет пузыриться, шпателем удаляют эмаль, а затем металлической щеткой отчищаются остатки. В завершении поверхность тщательно протирают ветошью.
Обратите внимание! Химикаты для очистки от краски нельзя содержать в пластиковой таре. Если нужно перелить жидкость из заводской упаковки, рекомендуется воспользоваться стеклянной емкостью. Когда работы завершены и емкость больше не нужна, ее следует утилизировать.
Химические смывки эффективны, только если речь идет о радиаторах, окрашенных 1 – 2 слоями. Если же на металле имеется 8 – 10 слоев, то каждый слой понадобится удалять по отдельности. Нужно будет много времени и усилий, чтобы получить результат.
Учитывая опасность работы с химикатами, рекомендуется отказаться от химической очистки, когда речь идет о многослойных покрытиях.
Еще одна особенность работы со смывками — составы могут разрушить резиновые межсекционные прокладки. В результате радиатор станет протекать. Исходя из сказанного, не следует обрабатывать стыки растворителем.
к содержанию ↑
Аэрозоли
Аэрозоли относятся к химическим средствам удаления краски. Аэрозольные химикаты практичнее всего использовать для очистки чугунных батарей. Распыление позволяет добраться до труднодоступных поверхностей.
Обратите внимание! Перед нанесением химического состава на металл нужно убрать из рабочей зоны все пластиковые или резиновые предметы. Пол следует защитить клеенкой.
Инструкция по очистке металла аэрозолем:
- Распылить аэрозоль по поверхности. Для обработки радиатора (его внешней и наружной части) достаточно одного баллончика.
- Примерно спустя 15 – 30 минут отделочный слой покроется пузырями. Скорость реакции зависит от температуры воздуха.
- Удалить рыхлый слой краски с батареи. Очистить батареи от старой рыхлой краски проще всего металлической щеткой.
Если лакокрасочный слой не удалось убрать после первой процедуры, спустя какое-то время рекомендуется повторить очистку.
к содержанию ↑
Термический способ
Методика базируется на нагреве эмалевого слоя горячим воздухом из промышленного фена. Вследствие нагревания покрытие отслаивается от металла. Полуразрушенное покрытие удаляется с помощью шпателя или металлической щетки.
Однако если нужно удалить несколько слоев краски, фен — не лучший вариант. В таком случае рекомендуется применить паяльную лампу, которая быстро нагреет старый слой краски до температуры кипения. В окружающую среду будут выделяться опасные вещества, поэтому работу нужно проводить на свежем воздухе и в защитной экипировке.
к содержанию ↑
Механический способ
Данный способ очистки самый простой в исполнении, но в то же время трудоемкий, занимающий много времени. В особенности тяжело отчищать остатки краски в труднодоступных местах, например, на ребрах батарей.
Механическая очистка состоит в снятии эмалевого слоя с помощью металлического инструмента (шпатель, щетка, электрическая дрель, угловая шлифовальная машина). Используется и крупнозернистая наждачка.
Рельефные поверхности на чугунных батареях рекомендуется отчищать с помощью особых приспособлений (например, проволочной щеточки для дрели).
Перед началом работ по механической очистке рекомендуется позаботиться о собственной безопасности. Во время очистки от покрытия отделяется большое количество мелких частиц и пыли. Чтобы защититься, следует надеть специальные очки, перчатки и респиратор. Желательно закрыть все двери в соседние помещения и открыть окна в комнате.
Обратите внимание! Непосредственно перед механическим удалением лакокрасочного покрытия не рекомендуется обрабатывать поверхности химическими веществами.
к содержанию ↑
Удаление порошковых красок
Если с чугунной батареи старую краску убрать не так уж и сложно, то удалить порошковое покрытие намного труднее. Гладкая полимерная поверхность будет явно препятствовать хорошей адгезии с новой краской.
Для решения проблемы подойдет только один способ:
- Частичное удаление лакокрасочного покрытия с помощью крупнозернистой наждачки.
- Грунтование поверхности.
Когда будет снято глянцевое покрытие, поверхность нужно обезжирить Уайт-спиритом или любым другим растворителем. Последующие действия зависят от разновидности нового покрытия. К примеру, силиконовые или термостойкие эмали можно наносить на голую металлическую основу, а вот для алкидных и акриловых красок нужна хорошо подготовленная основа, чтобы обеспечить адгезию.
Совет! Грунтование основы рекомендуется выполнять в любом случае, так как это позволит продлить эксплуатационный срок покрытия.
Самая популярная марка грунтовки — ГФ-021. Такой грунт используют перед нанесением красок на основе акрилатов и алкидных смол. ГФ-021 чаще всего красно-коричневого цвета, но встречается и серая грунтовка этой марки.
к содержанию ↑
Меры безопасности
Удаление краски требует соблюдения мер безопасности. Вне зависимости от выбранного способа очистки следует использовать защитную одежду, очки и респиратор. Особую потенциальную опасность для здоровья человека представляет химическая очистка.
Работая с химическими веществами, нужно учитывать ряд обстоятельств:
- Химикаты отличаются едкостью. Попадание состава на кожные покровы и слизистые оболочки может вызвать ожоги и сильные раздражения.
- Растворители отличаются токсичностью. При работе с такими веществами нужно проветривать помещение или обеспечить в нем хорошую вентиляцию.
- Защитить от химикатов рекомендуется не только собственное тело, но и напольное покрытие, предметы обихода из пластика и резины.
С точки зрения простоты процесса и безопасности старую краску проще всего удалить механически. Термический метод эффективен, но доступен не каждому.
Если же лакокрасочное покрытие не толстое и имеются все возможности по обеспечению безопасности, можно применить химическую обработку поверхности.
причины, способы, реагенты для промывки батарей
Со временем отопительные приборы теряют эффективность, это отражается на качестве обогрева. Одной из причин плохой работы является загрязнение радиатора. Решить проблему можно промывкой аккумулятора. Существуют разные эффективные методы, их нужно использовать в зависимости от типа радиатора и степени загрязнения.
Содержание
- Основные признаки необходимости промывки
- Причины загрязнения отопительных приборов
- Radiator cleaning reagents
- Radiator flushing methods
- Hydrodynamic
- Chemical
- Pneumohydropulse
- Hydropneumatic
- Cleaning radiators in the house and apartment
- In the apartment
- In a private house
- During the heating season
Основные признаки необходимости промывки
Промывка радиаторов необходима при снижении эффективности системы отопления
Есть несколько признаков того, что внутри радиатора скопилось большое количество посторонних элементов и на стенках образовалась накипь. Это можно диагностировать, внимательно наблюдая за работой всей системы отопления.
Если система неисправна, появятся следующие симптомы:
- система прогревается дольше, чем раньше;
- работа котла сопровождается посторонними звуками;
- увеличение потребления газа или электроэнергии;
- температура в разных частях радиатора разная;
- радиаторы холоднее подводящих труб.
Чаще всего чистка радиатора необходима при подключении батареи к централизованной системе отопления. Это связано с большой протяженностью магистрали, большим количеством подключаемой техники.
Причины загрязнения отопительных приборов
Соли железа, кальция и магния накапливаются на внутренних стенах
Эффективность обогрева помещений снижается в результате двух процессов, особенно распространенных в многоквартирных домах. Чистка радиаторов необходима при образовании отложений в батареях и подсоединенных к ним горизонтальных трубопроводах. Эта проблема часто возникает в местах медленного движения теплоносителя, например, в местах разлива, в трубопроводах к оборудованию, в самих устройствах.
Необходимо найти способ очистить части радиатора отопления, так как некоторые из них сильно залиты из-за большого внутреннего объема. Чем больше объем при фиксированном диаметре стояков и подающих труб, тем медленнее в них циркулирует жидкость, и увеличивается количество осадка.
Теплоноситель, движущийся по теплотрассе, несет с собой элементы песка, ржавчины, накипи и другие загрязняющие вещества. Кроме того, ТЭЦ в отопительный период нагревает много воды, при этом идеально отфильтровать ее невозможно. Вместе с ним транспортируются и твердые частицы.
Некоторые типы труб повреждены отложениями полезных ископаемых. На внутренних стенках появляются отложения солей магния и кальция. Поскольку они представляют собой твердые отложения, зазор трубы постепенно уменьшается, что снижает эффективность нагрева.
Частицы песка, ила и другие взвешенные вещества замедляют циркуляцию теплоносителя в отопительных приборах. При их скоплении в большом количестве вода начинает двигаться только по первым участкам радиатора, что снижает эффективность обогрева.
Когда щель в трубе полностью исчезнет, секция радиатора перестанет функционировать. Поэтому владельцам квартир и частных домов необходимо знать, как промывать радиаторы в домашних условиях и как часто это делать, чтобы восстановить систему отопления.
Реагенты для очистки радиаторов
Химические средства для промывки радиаторов эффективнее народных средств
Для очистки системы отопления используются различные вещества. Кто-то моет радиаторы лимонной кислотой, кто-то едкой солью или кока-колой. Если у человека нет доверия к народным средствам, можно воспользоваться магазинными препаратами, обычно они представлены в большом ассортименте.
Популярны следующие вещества:
- Cillit-HS, жидкость уничтожает коррозию, известковые отложения и шламовые отложения, вещества могут отличаться друг от друга, но практически все они подходят для промывки и очистки аккумуляторов, рабочая температура которых не превышает 80 градусов.
- Медеск и Медеск плюс, уничтожают отложения, безопасны для труб и батарей, не нарушают целостность уплотнений и прокладок, при использовании обязательна защитная одежда. После промывки этим веществом радиатор необходимо промыть чистой водой.
- Докер Термо, предназначен для очистки теплообменного оборудования, не повреждает металл, не содержит вредных компонентов, не вызывает коррозии резиновых частей приборов.
- Металин Т, созданный на основе соляной кислоты, удаляет тяжелые отложения, ржавчину, органику, может применяться в стальных приборах и в оборудовании из цветных металлов.
- Master Boiler Power, жидкость способна очистить радиатор от любого вида металла, полностью устраняет органику и плотные отложения, препарат не токсичен, не горюч, при работе с ним нельзя использовать средства защиты.
- Деоксил-3, химический очиститель трубопроводов и радиаторов, относится к кислотному типу, не горюч, 3-й категории токсичности, при применении требуется индивидуальная защита, так как жидкость вредна для человека.
Многие вещества предназначены только для изделий из чугуна и стали; им нельзя мыть алюминиевый радиатор. Для этой цели подходит Cillit-HS, а также все народные средства.
Химические средства быстро и эффективно очищают отопительные приборы, не повреждая их. Компоненты, входящие в состав вещества, расщепляют отложения и вымывают грязь из секций аккумулятора.
Способы промывки радиатора
Промыть радиатор можно разными способами, в зависимости от степени загрязнения аккумулятора и подающих труб. Некоторые методы можно проводить самостоятельно, для других рекомендуется привлекать специалистов или приобретать соответствующее оборудование.
Для выбора метода необходимо узнать, как долго промывался радиатор отопления, и предположить, сколько осадков находится внутри батареи.
Промывать нагреватели рекомендуется один раз в год после окончания отопительного сезона. При этом мыть необходимо все радиаторы вне зависимости от их технических характеристик. Промывочные средства следует выбирать исходя из материала – чугун, алюминий, сталь или какой-либо другой.
Гидродинамическая
Для гидродинамической промывки требуется специальное оборудование
Для очистки радиатора таким способом необходимо приобрести специальное оборудование. Вода для промывки подается не с помощью обычного шланга из-под крана, а от насоса под высоким давлением.
Иногда насос подключается к разрыву отопительного контура на большом расстоянии от точки сброса, которая промывает водяную батарею. Однако для этих целей можно использовать и шланг с наконечником. Такая насадка имеет небольшие отверстия, через которые под давлением вытекает вода.
Акцентированное действие за счет подачи воды под давлением эффективно борется с различными видами отложений. Для лучшей промывки проблемных мест можно специально заглушить подводящий шланг.
Струя воды способна удалять из аккумулятора только вещества, растворимые в воде. Остальные отложения останутся в трубах.
При выборе шланга необходимо учитывать его жесткость. Чем он больше, тем дальше от входного отверстия можно подать давление. Перемещать такой шланг на участках изгиба будет сложно. Придется открывать отопительный контур в определенных местах, чтобы вода могла проникнуть во все точки.
Метод гидродинамической промывки экологически безопасен, эффективен по отношению к чугунным и алюминиевым радиаторам.
Химическая
Для химической очистки изготавливается раствор и впрыскивается в радиатор
Этот вариант очистки можно использовать как в частном, так и в многоквартирном доме. Используются химические реактивы. Метод доступен каждому, средства дешевые, быстро и эффективно снимают отложения. Можно полоскать зимой и летом. Все реагенты удаляют соли и ржавчину.
Для очистки аккумулятора химическим вариантом необходимо:
- выбрать нужный препарат;
- разбавить реагент, если этого требует инструкция;
- подготовить очищающий состав;
- ввести химикат в систему отопления и оставить на некоторое время;
- слить жидкость;
- несколько раз промыть систему, заполнить водой.
Химический метод имеет один недостаток — реагенты токсичны, в большинстве случаев нужна защита, чтобы средства не нанесли вреда человеку.
Пневмогидроимпульс
Используется оборудование, создающее колебания реагента в системе для промывки отложений
Реагенты полностью заливаются в систему. После этого возникают периодические колебания под действием электрических импульсов. Они способствуют тому, что отложения удаляются со стенок и вымываются вместе с химикатом наружу.
Этот метод требует специальных навыков, поэтому лучше обратиться за помощью к специалистам, которые оценят степень загрязнения и применят необходимую дозу электрического воздействия.
Гидропневматический
Эта опция позволит вам очистить металлический радиатор. Прежде чем мыть чугунную батарею между секциями, необходимо приобрести компрессор. Он подключается к одному из входов оборудования через обратный клапан и воздух под высоким давлением направляется в аккумулятор.
Из-за высокого давления отрываются элементы нароста и отложений. Затем они вымываются из системы отопления.
Для использования этого метода необходимо:
- перекрыть воду;
- соединение компрессора с пневматическим пистолетом;
- подсоедините шланг к противоположному концу и направьте его в емкость для слива;
- воздух под давлением в радиатор;
- чтобы не осталось грязи, прибор промывают, затем подключают к теплоносителю и запускают систему.
Гидропневматический метод основан на ударных волнах, всего может понадобиться от 2 до 5. Занимает несколько минут, не требует электричества, устанавливается автономно.
Чистка радиаторов в доме и квартире
В квартире
Радиаторы в квартире промываются в конце отопительного сезона для слива теплоносителя
При необходимости промывки в многоквартирном доме необходимо дождаться окончания отопительного сезона. Перед началом процесса из радиатора сливается вся жидкость и демонтируется. Можно приобрести химические препараты или воспользоваться народными средствами.
Далее необходимо следовать инструкциям:
- батарея помещена в ванну;
- если оборудование чугунное, с него снимаются заглушки;
- внутрь заливают горячую воду, вспомогательные вещества не применяют впервые;
- хорошо встряхнуть нагреватель и слить воду;
- заливают приготовленный химический раствор, затыкают отверстия;
- оборудование оставлено в таком состоянии на несколько часов;
- раствор выливается, батарея промывается водой и устанавливается на место.
Если чистящее средство не утилизировать полностью, оно может разрушить отопительное оборудование.
В частном доме
Радиаторы в частном доме лучше мыть на ул.
На дачных участках чистить отопительные приборы сложнее. Проблема в том, что вода поступает не из централизованной системы водоснабжения, а из резервуаров и колодцев. Из-за этого в радиаторах может скапливаться большое количество различных посторонних элементов и грязи.
Если не использовать фильтрующую станцию, отопительное оборудование будет забиваться гораздо быстрее, чем это происходит в квартирах. Поэтому потребность в продувке и промывке батарей у жителей частного сектора возникает чаще.
Если проводится чистка батареи частного дома, необходимо очистить ТЭН и саму магистраль, по которой движется теплоноситель. В противном случае мусор в радиаторе снова попадет в отопитель, и операции по промывке станут пустой тратой времени.
Окончания отопительного сезона ждать не нужно, однако проводить это мероприятие зимой будет нецелесообразно, так как система отопления отключится. Можно использовать тот же метод, что и для чистки квартирных обогревателей.
В отопительный сезон
При проведении процедуры очистки в отопительный сезон можно использовать химические или народные средства, например, щелочь или уксусную кислоту.
Нет необходимости сливать воду из отопительного прибора. Также не нужно снимать аккумулятор со своего места. Паропровод должен быть закрыт во время операции очистки. После закрытия необходимых вентилей производится продувка отопителей, а затем чистка радиатора.
Для очистки аккумулятора по его контуру пропускают воду. Подавать следует до тех пор, пока из трубопровода не потечет чистая жидкость, без примесей и мусора. Благодаря этому можно очистить всю линию.
Как промыть радиатор Советы для разных радиаторов Как промыть радиатор Советы для разных радиаторов
Известковый налет, ржавчина и мусор снижают эффективность системы отопления Поэтому во избежание снижения температуры в в доме необходимо регулярно прочищать радиаторы отопления от образовавшихся засоров. В этой статье мы рассмотрим, как промыть батареи отопления самостоятельно, не снимая, и используя вспомогательное оборудование.
Признаки засоров
Известно, что накипь толщиной не более одного миллиметра может снизить уровень теплоотдачи на 15%. В результате затраты на отопление квартиры растут, а эффекта нет.
Наличие загрязнения сопровождается следующими признаками:
- радиаторы отопления при подводе тепла прогреваются медленнее, чем раньше;
- некоторые участки одного радиатора холоднее других;
- температура стояка выше, чем батареи в помещении;
- в домах прохладнее, чем у соседей;
- батарея нагревается неравномерно: верх теплее, чем низ.
Когда чистить радиаторы отопления
Основным показателем уровня комфорта является температура в помещении. По установленным нормам минимальный показатель для квартир и жилых домов составляет 18°С, но многие начинают чувствовать себя комфортно только тогда, когда этот показатель достигает 21°С, а может быть и выше. Что делать, если температура в квартире ниже установленных норм, а представители коммунальных служб утверждают, что отдают тепло в полном объеме. Скорее всего, так оно и есть, просто в вашей квартире засорились радиаторы – проблема, с которой вам приходится сталкиваться довольно часто. Следующие факторы указывают на то, что ваши радиаторы нуждаются в промывке:
- при примерке стояка отопления вы вдруг обнаружите, что его температура намного выше температуры радиаторов отопления;
- в одной комнате радиаторы работают с максимальной эффективностью, а в другой еле греют или вообще не греют;
- в квартире ваших соседей по стояку тепло, а вы не перестаете жаловаться на качество отопления в своей квартире;
- радиатор отопления в верхней части слегка теплый, а в нижней части холодный;
- секции радиатора прогреваются неравномерно.
Если обнаружен хотя бы один из этих симптомов, то необходимо начинать «лечить» свои радиаторы.
Это можно сделать разными способами, но сделать это необходимо, так как за отопление все равно придется платить. А за что платить, вы задаете себе вполне логичный вопрос. Таким образом, не откладывая, проблему надо решать. Если вы до сих пор не знаете, как промыть радиатор отопления, рекомендуем обратиться к специалистам, либо внимательно прочитать данную инструкцию.
Пневмоимпульсная очистка радиатора
Причины засоров
Причиной данной неприятной ситуации является низкое качество теплоносителя системы центрального отопления, который содержит разного рода примеси и мусор. Также есть особенности отложений, зависящие от материала изготовления устройства. Чугунные батареи имеют шероховатую внутреннюю поверхность и подвержены образованию накипи и ржавчины. Алюминиевые и биметаллические радиаторы склонны к образованию известковых отложений из-за содержания кальция, магния и натрия в воде.
Чем промывать чугунные радиаторы
Эффективность работы чугунных радиаторов, снижение их теплоотдачи зависит от многих факторов, в том числе от чистоты внутренних полостей. Высокая температура теплоносителя способствует скоплению накипи на стенках секций. Радиаторы могут рассыхаться от периодического слива и заливки, что приводит к коррозии. Частицы накипи, ржавчины и другие механические примеси, попадающие внутрь из-за плохой фильтрации воды, смешиваются с теплоносителем и забивают аккумуляторы и трубы. В результате качество обогрева снижается, а расход топлива увеличивается.
Периодическая промывка чугунных батарей своими руками хорошо помогает справиться с такой проблемой. Эту работу действительно можно выполнить своими силами, не прибегая к помощи каких-либо фирм. Подготовьтесь и следуйте последовательности очистки.
Признаки, по которым можно понять, что необходимо чистить отопительные приборы:
- Неравномерный нагрев радиатора. При нормальном давлении и температуре в сети завоздушивания нет, верх батареи горячий, а низ холодный. Или наоборот. А еще с трубами горячего водоснабжения — радиаторы еле теплые.
- Система отопления прогревается дольше, чем обычно.
- Явным признаком наличия крупных загрязнений в аккумуляторе является увеличение энергопотребления.
Способы очистки
Для промывки батарей отопления применяют четыре способа, не требующие демонтажа радиаторов. Их можно использовать в отопительный сезон.
Химический метод
Самый популярный метод очистки благодаря простоте и минимальной стоимости. Этот метод не подходит для очистки алюминиевых радиаторов. При очистке используются органические и неорганические кислоты и различные щелочные соединения, которые помещаются в специальную емкость с насосом.
Чистящий раствор заливается в систему отопления на определенное время в зависимости от степени загрязнения.
Цены на растворы для промывки систем отопления
для промывки систем отопления
Гидродинамический метод
Для проведения промывки гидродинамическим методом необходимо специальное оборудование, это гидродинамическая струйная машина высокого давления. Перед промывкой полностью сливают охлаждающую жидкость из системы. Далее на место одной из демонтированных труб помещается шланг аппарата со специальной насадкой. Таким образом, отложения удаляются тонкой струей воды под высоким давлением. В конце процедуры через систему несколько раз пропускают воду для удаления остатков грязи.
Пневмогидроимпульсная техника
В пневмогидроимпульсном методе промывки используется специальный пневмокомпрессор. Под воздействием оборудования в воде образуются импульсные кинетические волны и пузырьки воздуха, которые при схлопывании создают ударные волны. Эти волны удаляют отложения. Оборудование для применения вышеперечисленных способов можно взять в аренду, а можно обратиться в специализированные службы, которые быстро и качественно выполнят работу.
Пневматический компрессор Цены
Пневматический компрессор
Гидропневматический метод
Для гидропневматической очистки используется гидропневматический компрессор. Устройство подключается к дозирующему вентилю радиатора и, нагнетая воздух в воду, создает турбулентные вихри, удаляющие хрупкие отложения солей.
Для очистки аккумуляторов в домашних условиях вышеперечисленными способами вам потребуется арендовать необходимое оборудование. А еще можно обратиться к специалистам, которые качественно прочистят систему отопления.
Централизованная промывка аккумуляторов
Чистка чугунных аккумуляторов своими руками дело хорошее, ничего не стоит, но требует много усилий, учитывая их вес и время. Если привлечь к этой процедуре работников теплосетей и получить «добро» от соседей, можно получить результат гораздо эффективнее, чем возиться с радиаторами в бане самостоятельно.
Для этого необходимо подать заявление в управляющую компанию и оплатить стоимость услуги. Подобная процедура проводится исключительно в многоэтажных домах и не требует демонтажа элементов теплосети.
Рабочие проводят очистку специальным гидропневматическим компрессором. Суть его в следующем:
- В систему через равные промежутки времени под сильным напором подается вода, которая наполняет ее пузырьками воздуха.
- Проезжая по трубам и радиаторам, пузырьки сбивают на своем пути ржавчину, накипь и мусор в каналах, вынося все это наружу.
- Многократное ополаскивание наполненной воздухом водой до тех пор, пока она не станет прозрачной и прозрачной, обеспечит хорошую эффективность очистки.
Это самый эффективный способ очистки чугунных батарей, не снимая их со стены, но требующий времени и денег.
Хотя этот способ кажется самым простым для занятых людей, готовых платить за такую услугу, организационные вопросы и ожидание разрешения могут занять некоторое время.
Централизованная уборка или индивидуальная
Жильцы многоквартирных домов могут чистить систему отопления индивидуально и централизованно. Коммунальные службы предоставляют эти услуги, используя в основном гидропневматические технологии. Но для этого процедуру необходимо согласовать с соседями; потребуются и определенные материальные затраты. Централизованная промывка может занять некоторое время. Для владельцев частных домов возможна только индивидуальная уборка.
Подготовка к промывке
Перед промывкой радиатора необходимо в первую очередь сделать следующее:
- Такую промывку лучше начинать до начала отопительного сезона — желательно выбрать день, когда ЖКХ уже продул теплотрассу, но воду еще не пустили. Идеально – если вы договоритесь со всеми соседями по стояку о разовой чистке радиаторов в их квартирах. Так вы не оставите кускам грязи, курсирующим туда-сюда вместе с водой, никаких шансов.
Требуется демонтаж
- Подготовьте емкость, куда будут стекать остатки воды из теплотрассы после демонтажа, предварительно поставив ее на место
- Демонтируйте радиаторы с помощью подходящего слесарного инструмента. Снимите их со штифтов.
Закройте слив аналогичной решеткой
- С чугунных батарей предварительно необходимо снять все заглушки.
- Уборку лучше всего проводить в ванной. К этому нужно его подготовить: внутрь постелить тряпку, чтобы не сбить слой эмали, а на сливное отверстие надеть специальную сетку. Это делается для того, чтобы предотвратить его засорение крупными частицами грязи.
Лучше почистить снаружи
Совет! Если в многоквартирном доме забиты стояки, то большого толку от промывки радиатора не будет — грязь снова, через некоторое время, забьет в него. Необходимо договориться с соседями о комплексной очистке трассы.
Промывка своими руками
Для самостоятельной промывки батарей отопления (алюминиевых и чугунных), без привлечения опасных химикатов и сложных устройств, придется демонтировать радиаторы.
Последовательность:
- Подготовка инструментов и площадок. Для процедуры вам понадобятся следующие инструменты: набор ключей, краска, уплотнительная пакля, большая емкость. При демонтаже, скорее всего, выльется содержимое батарей, поэтому нужно застелить пол полиэтиленовой пленкой, а на нее дополнительно постелить тряпку. Также необходимо отодвинуть стоящую рядом мебель, снять шторы и по возможности завесить стены. В условиях квартиры будет использоваться санузел, поэтому следует позаботиться о покрытии и плитке. В самой ванне следует поставить деревянный поддон и сетку на слив в канализацию.
- Демонтаж. При снятии радиатора перекрыть кран подачи охлаждающей жидкости или слить воду из системы. Далее открутить радиатор и слить остатки воды в подготовленную емкость. Аккумулятор теперь можно переместить в ванную комнату.
- Промывка. Для удобства откручиваем пробки и запорную арматуру. Далее пропускаем струю горячей воды под давлением через радиатор. Если грязи много и вода не помогает, можно воспользоваться раствором кальцинированной соды, уксусом, лимонной кислотой, очистителями автомобильных радиаторов или другими доступными кислотно-щелочными составами. Для этого нужно поставить пробки на место, и залить чистящий раствор на пару часов. Во время действия реагента рекомендуется постукивать по радиатору для усиления реакции. Затем тщательно смойте водой и повторите процедуру при необходимости.
- Вернуться на место. Необходимо протереть радиатор, заклеить пробки паклей и покрыть краской. Установка батарей отопления в квартире своими руками по ссылке.
Самостоятельная очистка радиатора
Чем промыть чугунные батареи от ржавчины не менее важный вопрос, чем «как это сделать». Условно этот процесс можно разделить на два метода: химическое воздействие на загрязнения и механическое.
Бытовая химия чаще всего используется в качестве средства для удаления накипи, мусора и ржавчины. :
- Средства для чистки труб типа «Крот».
- Химические растворы, содержащие едкий натр.
- Лимонная или уксусная кислота.
- Средство для мытья автомобильных радиаторов.
Работа делится на три этапа:
- Сначала заливается горячая вода без дополнительных средств. В радиаторе его должно быть столько, чтобы при встряхивании он ударялся о стенки и отбивал от них верхний слой грязи и накипи. После этих манипуляций сливаем воду и переходим к следующему этапу.
- На этом уровне вы можете использовать специальные инструменты. Если это 70%-я уксусная эссенция, то потребуется один флакон на батарею, и добавить специальные чистящие средства согласно инструкции. После того, как раствор залит, аккумулятор закрывают пробками и оставляют на час-два, чтобы он успел растворить наслоения на стенках радиатора. По истечении времени химический раствор сливают и начинают следующую часть работы.
Во время этой процедуры можно время от времени слегка постукивать по радиатору деревянным молотком, чтобы ускорить процесс отделения грязи и ржавчины со стенок чугунной батареи.
- Третий этап – окончательная промывка радиатора.