Как состарить дерево в стиле прованс своими руками: Искусственно состаренная мебель в стиле прованс своими руками, домашнее патинирование

Искусственно состаренная мебель в стиле прованс своими руками, домашнее патинирование

Когда мы меняем интерьер, часто мы покупаем новую мебель. Тем не менее, некоторые стили в интерьере, например, потертый шик или прованс, требуют состаренной мебели. Если вы хотите украсить интерьер в этом стиле, вы можете достать с чердака старый бабушкин комод или стулья и обновить их покраской. Вы можете подробнее почитать об этом в статье – Как покрасить мебель в белый цвет в домашних условиях.

Если же в доме нет ничего действительно старого, и вы не можете позволить себе приобрести дорогой антиквариат, то можно научиться искусству состаривания. Техники состаривания могут придать различный характер предметам интерьера и сделать их стильными и уникальными. Мы посоветуем вам, как состарить мебель своими руками разными способами.

Содержание

  1. Искусственно состаренная мебель в стиле прованс своими руками
  2. Состаренная мебель из дерева своими руками методом домашнего патинирования
  3. Последовательность патинирования в домашних условиях
  4. Состаренная мебель в стиле прованс, полученная способом отбеливания

Есть несколько методов состаривания дерева:

  • пескоструйная обработка,
  • обработка щеткой,
  • отбеливание,
  • шлифование и домашнее патинирование.

Из-за легкости применения мы сосредоточимся на двух: отбеливание и патинирование в домашних условиях. Оба метода позволяют легко добиться интересных эффектов. Мы можем обработать таким образом не только стулья, столы, комоды и шкафы, но и двери, оконные рамы и карнизы. Специалисты советуют, что для состаривания дерева стоит выбирать мягкие цвета:

  • голубые,
  • серые,
  • белые,
  • кремовые.

Состаривание мебели позволит ей выглядеть элегантно, а поверхность станет более прочной. Если на такой комод поставить состаренный стилизованный светильник или старый телефонный аппарат, то такой ансамбль будет очень гармоничным, предметы подчеркнут колорит друг друга и усилят эффект старения.

Состаренная мебель из дерева своими руками методом домашнего патинирования

В магазине строительных материалов вам потребуется купить:

  • специальные препараты для патинирования дерева,
  • водорастворимые краски, которые могут быть применены к плоским частям мебели.
Последовательность патинирования в домашних условиях
  1. Поверхность древесины, предназначенной для старения, должна быть чистой. Удалите с нее старую краску, лаки и покрытия, так как патина должна проникнуть в структуру дерева.
  2. Поверхность надо тщательно вымыть, а затем зашкурить наждачной бумагой зернистостью 150-200.  
  3. На очищенную поверхность нанесите водорастворимую краску в выбранном цвете и дайте ей высохнуть.
  4. Пропитайте поверхность лаком. 
  5. Когда он высохнет, отшлифуйте поверхность наждачной бумагой еще раз, но на этот раз с зернистостью 240-280.
  6. Примените патину, предпочтительно путем распыления.
  7. Когда поверхность высохнет, снимите патину стальной ватой – пусть она останется только в углублениях. 

Нанесите верхний слой лака и все готово!

Интересный эффект старения дерева может быть достигнут при «обратном» применения патины: патину можно оставить по всей поверхности и протереть ее только в отдельных местах.

Состаренная мебель в стиле прованс, полученная способом отбеливания

Эффект старой отбеленной мебели в стиле прованс может быть достигнут путем легкой шлифовки или с помощью специальной пасты.

Шлифовка шкуркой сделает так, что лакокрасочный слой будет выглядеть темнее и просвечиваться сквозь белую краску. Это позволит комоду или креслу выглядеть старым и неоднократно окрашенным. Таким способом можно состарить предметы интерьера из массива дерева: дуба, сосны, березы, бука.

Если мы будем применять отбеливающие пасты, то на деревянной поверхности появятся характерные белые линии. Отбеливание с помощью пасты подходит для пористой древесины, например, для дуба и ясеня.

Как состарить мебель с помощью этого метода – шаг за шагом:

  1. Поверхность надо тщательно очистить от пыли, протереть влажной тканью и дать высохнуть.
  2. Если поверхность лакированная, обработайте ее наждачной бумагой зернистостью 150-200 (сначала более грубой, а затем потоньше).
  3. Места, которые хотят подчеркнуть, надо обработать голубой краской или коричневой и дать им сохнуть.
  4. Затем на эти места надо нанести воск, например, протерев поверхность свечкой.
  5. Затем покрываем поверхность белой краской в несколько слоев, давая каждому слою хорошо высохнуть.
  6. Места, покрытые воском, немного потрите ножом.
  7. Обработайте все тонкой наждачной бумагой, чтобы выровнять поверхность.

Таким образом, достаточно простыми и недорогими средствами из старой и ненужной мебели можно своими руками можно сделать неповторимые и стильные элементы декора, которые подойдут к некоторым стилизациям интерьера. В процессе преображения старых семейных реликвий вы получите немало удовольствия от творчества, а полученная обновленная мебель будет долго радовать вас и напоминать о ваших бабашках и дедушках, которые когда-то также радовались их приобретению.

Как сделать искусственно состаренную мебель в стиле прованс своими руками


Что такое прованс? Это стильная небрежность, потертость, налет старины, оставшийся на вещах, использование натуральных материалов и изящная простота форм в сочетании с романтическим незатейливым декором. Говорят, что обставив свою квартиру в соответствии с требованиями, предъявляемыми этим популярным направлением к дизайну, вы поселите в доме атмосферу деревенского жилища, расположенного на юге Франции. Заманчиво, а главное необычно. Мне этот стиль нравится своей простотой и неброским шармом. В этой статье я расскажу, как мебель из состаренной древесины может преобразить пространство и стать магнитом для гостей с хорошим вкусом.

Гость из другого века или ода провансу


Да, это те самые стулья и комоды, диванчики и табуретки, которые могут стать полноправными деталями стильного интерьера. Кто сказал, что старое – значит некрасивое? Или что всему, что облупилось и потрескалось, место на мусорке? Уверяю вас, люди специально покрывают новую мебель налетом патины, наносят сколы и трещины, чтобы та сошла за антикварную.


Итак, хотим, чтобы комната отличалась от множества других, и сделаем это – поменять дизайн гостиной или кухни и наводнить помещение искусственно состаренной мебелью, как на фото в интернете, никогда не поздно.



Какими должны быть детали интерьера в стиле прованс?


—  Актуальные акценты в вашей гостиной или спальне – комоды, покрытые лаком, картины на стенах, кресла и пуфы, тумбочки и банкетки, туалетные столики – все то, что незаслуженно забыто почитателями стиля хай-тек. Их отличительная особенность – пастельные тона, едва заметные следы старины – патина, трещинки, легкая потертость поверхностей.


—  Предметы интерьера малых форм нежно любимы фанатами французского прованса. Взять хотя бы банкетку – на ней удобно сложить вещи, на ней же можно просто посидеть и отдохнуть. Выглядит стильно и изысканно, много места не занимает. Или бюро – в современных интерьерах практически не встречается, но с удовольствием используется любителями старинной мебели. Этот французский столик с выдвигающимися ящичками – идеальное дополнение в дизайн-проект комнаты, достойной королей.


—  Кресла, стулья, сундуки – все они должны быть деревянными. Да-да, этот стиль не терпит искусственности в материалах, хоть и с легкостью принимает ложный «антиквариат». Столики или буфеты из дуба, ореха или каштана от FOREST GROUP будут как нельзя кстати в интерьерах, напоминающих о Франции – ее шарме, изяществе и простоте. 


Найдутся и противники использования техники состаривания мебели. Аргументы у них всегда одни и те же – зачем портить новые вещи, от того, что испорчено, принято избавляться, а не выставлять напоказ и так далее. Скажите это тем, кто собирает антиквариат – они с удовольствиям с вами поспорят.


Ваш покорный слуга считает иначе – мне кажется, что современная меблировка очень функциональная, но совершенно одинаковая и безликая. А комфортная обстановка и уютная атмосфера создаются как раз оригинальными деталями, которые приятно рассматривать и трогать. Они несут в себе особую энергетику, заряд, передающийся всем, кто с ними соприкасается.


Как состарить мебель из ДСП или древесины своими руками, не посещая мастер-классы? Читайте дальше – я буду вашим гидом в мире перевоплощений в стиле прованс.



Новый столик превращается… в антикварный


Или табуретка, или стул, или банкетка – что попадется под руку, то и будем преображать. Советую запастись терпением и … краской. Она должна быть разных оттенков. Обязателен серый – для приглушения ярких цветов, а еще базовый тон – топленого молока, слоновой кости или нейтральный белый.


Кстати, некоторую искусственно состаренную мебель так и оставляют выбеленной. Из особых техник используется только патинирование – оно призвано подчеркнуть «многовековую» историю вещи, пусть даже куплена она была на прошлой неделе. Молочный оттенок нежно любят романтические натуры – выглядит свежо, настраивает на приятные думы.


Итак, приступаем к работе.


Первый этап – нанесение краски


Сначала используем базу, потом – основной цвет. Правда, есть свои нюансы. Перед тем как нанести новый слой, старый необходимо оставить до полного высыхания. Понадобится время, но кто сказал, что будет легко? Для особо нетерпеливых есть такой совет: можно взять фен и направить струю теплого воздуха на подсыхающую поверхность.

Второй этап – создаем стильную обшарпанность


Да, вы не ослышались – таково искусственное старение мебели своими руками. Те, кто в детстве любил рисовать акварельными красками и использовать в качестве орудий труда все, что попадется под руку, знают, какие затейливые узоры оставляли остатки свечи на плотной бумаге. А перед нами – дерево. Для создания обшарпанных уголков нам потребуется парафин. Натираем им те участки, которые должны выделяться.


После увидите, как легко краска будет отходить от мест, обработанных таким образом. Но мы только этого и ждем.


Третий этап – пускаем в дело шпатлевку


На фото выбеленной или состаренной мебели в стиле прованс, преображенной своими руками, видно, какая у нее интересная фактура, какой необычный рельеф. Для этого нам и нужна шпатлевка. Ею мы щедро покрываем и заполняем вмятины, трещины, которые только портят вид вещи, ею же и создаем объем. После нанесения кажется, что столик или стул покрыли уже десятком слоев краски – ан нет, их там не так много.


Не забудьте надеть на руки перчатки и достать плотный фартук – чистыми при работе со шпатлевкой остаться не удастся.

Четвертый этап – красим, но без фанатизма


Накладываем выбранный тон, но не забываем о том, что остановиться когда-нибудь придется. Чаще всего достаточно 3-5 подходов. Дальше будет только бессмысленная трата материала.


Интересно смотрятся в стиле прованс сочетания яркой базы под насыщенными темными верхними слоями. Это выглядит необычно – можно быть уверенным в том, что такого предмета интерьера больше ни у кого не будет.


Пятый этап – терпение и труд все перетрут


Нам не нужно ничего перетирать – только достичь легкой потертости, как на фото мебели, пережившей искусственное состаривание своими руками. Вот тут и пригодится базовый слой краски – он будет проступать на обработанном месте.


После высыхания берем мелкую шкурку (или крупную – зависит от эффекта, которого добиваемся) и трем поверхность до тех пор, пока излишки краски не сойдут, а сам цвет не будет наполовину стерт.


От себя добавлю – это настоящая магия своими руками. Равнодушным к процессу остаться трудно. Но если боитесь испортить вещь и горевать после, доверьте производство мебели в состаренном стиле профессионалам из FOREST GROUP.

Шестой этап – патинирование


Слово «патина» даже звучит благородно, а уж столики и комоды, покрытые ей, выглядят так, словно стояли у самого французского короля – и неплохо с тех времен сохранились.


Лучше выбрать бронзовые или золотые оттенки. Наносим их легкими штрихами и понемногу, чтобы не переборщить. Потом ожидаем. Как только краска схватится, берем сухую тряпку и затираем обработанные места. После покрываем лаком.


Кстати, какие участки лучше выбирать для патинирования? Советую покрывать бронзой или позолотой плоские поверхности. Кромки и другие места, которые часто подвергаются механическому воздействию (например, фурнитуру) лучше не трогать.

Можно воспользоваться битумным лаком вместо краски. Его следует наносить кистью, но не обычной, а круглой. Сначала опускаем щетину в баночку, после проводим ей по бумаге, растирая лак, а затем работаем непосредственно с деревом. Движения должны быть небрежными, подметающими. Результат – мгновенное создание благородной фактуры старой мебели в стиле прованс, созданной своими руками.




Вот и все – необычный предмет интерьера готов. На него приятно смотреть, к нему приятно прикасаться. Словом, перед вами произведение искусства.


Работа над изделиями из дерева – интересный и увлекательный процесс, но только для тех, кто любит проводить свободное время, вооружившись краской, шпатлевкой и лаком. Тем, кто не готов посвятить день преображению стульев, столов и банкеток, помогут специалисты – в FOREST GROUP возьмутся за изготовление состаренной мебели в стиле прованс, чтобы вам не пришлось своими руками делать из новой вещи антиквариат.



Напоследок дам несколько советов по обработке дерева


—  Самый простой и бюджетной вариант для покраски – обычная водоэмульсионка, которой покрывают потолки. Достоинства – отсутствие резкого запаха, быстрое высыхание, возможность колеровки в домашних условиях.


—  Перед началом работы со старой мебелью можно подготовить поверхность, использовав грунт.


—  Завершающие штрихи проще наносить лаком. Матовый выгодно отличается от глянцевого тем, что не подчеркивает неровность фактуры, сколы и капли, оставшиеся от лишнего слоя краски. Для темных вещей отлично подойдет серебрянка.


—  Последняя рекомендация для тех. кто хочет узнать, как сделать деревянную состаренную мебель в стиле прованс – чаще присматривайтесь к тому, как стареют ваши вещи. Это поможет создать правдоподобные потертости, найти правильные участки для патинирования, сделать столик или тумбочку максимально естественными, а значит идеально вписывающимися в атмосферу уютного французского домика.




Романтика антиквариата в вашей гостиной, спальне или на кухне достижима. Создать оригинальное и креативное пространство может любой желающий. Остается найти вещи, которые можно будет преобразить до неузнаваемости, или обратиться к тем, кто занимается изготовлением оригинальных предметов интерьера на заказ. Я рассказал вам, как состарить мебель в стиле прованс своими руками в домашних условиях. Оказалось, что в этом нет ничего сложного для тех, кто дружит с краской и кистью.

(Голосов: 3, Рейтинг: 3.56)

Тайный язык кипарисов в Провансе, Франция — Марго Лестц

Перейти к содержимому

Марго Лестц FR Культура / Язык, Прованс 36 комментариев

Стройные конические кипарисы в Провансе повсюду: они стоят вдоль дорог, очерчивают поля, украшают кладбища и украшают дома. Эти крепкие, практичные деревья защищают посевы и дома от свирепого мистраля, который дует в этой местности, но в них есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Эти вездесущие деревья могут иметь скрытый смысл в зависимости от того, где и как они посажены. Давайте исследуем тайный язык кипариса.

На кладбищах

Кипарис с древних времен был символом вечной жизни: он остается зеленым круглый год, его древесина устойчива к гниению, он всегда приносит плоды, он огнестойкий, а его форма кажется остроконечной. к небесам. По этим причинам его часто сажают на кладбищах. В былые дни на кладбище сажали одно дерево для ребенка и два дерева для пары. Выражение Dormir sous un cyprès , или «спать под кипарисом», означает быть мертвым.

Вокруг дома

К счастью, в провансальских фермерских домах, называемых mas, , часто растут три кипариса, посаженные треугольной формы у входа на территорию. Традиционно это символ гостеприимства. Когда давние путники проходили мимо и видели три дерева, они знали, что смогут приютить там свои усталые кости на ночь. Два дерева, и они могли бы набить свое брюхо и намочить свой свисток. Но если было только одно дерево, это означало «даже не думай здесь останавливаться».

Так как это очень старая традиция, многие люди могут не знать о ней. Так что, наверное, лучше не заходить в дом с тремя кипарисами и просить еды и ночлега — если только вы не очень хорошо знакомы с хозяевами.

Оберег на удачу

Еще одна «старая традиция», которая на самом деле является новой, гласит, что кипарисы рядом с провансальским mas приносят удачу. Эта легенда удачно прижилась в 1980-х годах, когда у парижан стало модно иметь второй дом в Провансе. Они приезжали, чтобы купить недвижимость, но когда они замечали кипарисы возле дверей своего будущего дома для отдыха, они вспоминали о кладбищах и пугались.

Это было нехорошо для рынка недвижимости, поэтому нотариусы (которые контролируют сделки с недвижимостью во Франции) и Управление по туризму объединились и изобрели «старую провансальскую традицию», согласно которой кипарисы у входа в дом приносят удачи. Это успокоило парижан, и они раскупили эти «счастливые» фермерские дома.

Закрепить на потом

Практичность

Есть еще одна мысль о том, почему эти деревья высаживают у подъездов фермы, и она очень практичная. Некоторые говорят, что если вы посадите несколько кипарисов, когда дом будет построен, у вас под рукой будут запасные балки, если оригинальные когда-нибудь сгниют или сломаются.

Что ж, все это очень разумно, но сильно путает. Что делать, если вы видите дом только с одним деревом? Можете ли вы с уверенностью предположить, что им нужно было заменить одну или две балки? Должны ли вы по-прежнему просить еду и постель?

Вам также могут понравиться:

  • Цикада Прованса
  • История рождественской елки: из Великобритании в Германию и обратно
  • Калиссон из Прованса: Сладкая история

1 Прованс

– Подробнее о традициях Прованса можно узнать в моей книге, Любопытные истории Прованса: Истории юга Франции.

Follow Me – Если вы хотите быть в курсе моих статей, вы можете получать электронное письмо каждый раз, когда я публикую (раз в две недели или около того). Просто введите свой адрес электронной почты ниже и нажмите кнопку Follow the Curious Rambler .

Введите адрес электронной почты…

Введите адрес электронной почты…

ПОИСК: Что-то ищете? Используйте поле поиска ниже.

Свяжитесь со мной

Другие сообщения о Франции от других блоггеров

  • Автор
  • Последние сообщения

Марго Лестц

Марго является автором семи книг и пишет в основном о Франции и Англии. Она имеет степень бакалавра гуманитарных наук с международным акцентом и любит путешествовать, изучать языки, историю, писать и знакомиться с другими культурами.

Последние сообщения от Margo Lestz (посмотреть все)

Cypresslegendtraditiontrees

Обрезка оливковых деревьев

Обрезка оливковых деревьев

На фотографии в верхней части этой страницы показана прогулка с декоративными оливками в Южной Калифорнии (Фото Вирджиния Пака) 2003

Дрессировка и обрезка оливок
Дрессировка и обрезка оливок , доктор Питер А. Руссос , Лаборатория садоводства, Афинский сельскохозяйственный университет. (Д-р Руссос провел семинар по обрезке оливок на Симпозиуме MGS: Сухой сад – практика и философия, Афины, 2007 г.)

Обрезка оливковых деревьев
автор Брайан Чаттертон
Из Средиземноморский сад  Нет 34 июля 2003 г.

Искусство или наука?
Большинство книг, написанных об оливках на английском языке, описывают обрезку как тайну, скрытую глубоко в древнем фольклоре. Есть исключения, такие как Gucci, Cantini и наша собственная книга, но большинству так и не удалось понять основные принципы. Книги на итальянском языке (например, Дель Фабро) более практичны и менее мистичны. Хорошего секатора оливковых деревьев можно сравнить с художником, в котором талант и техника сливаются воедино. Тот факт, что великий художник может быть плохим учителем перспективы, не должен скрывать тот факт, что перспектива — это техника, которой можно научиться. Так же и с оливками. Методам можно научиться (мастер-секатор может быть не лучшим учителем) и выполнить работу достаточно компетентно.

Оливковые деревья, нуждающиеся в обрезке. Перегруженные ветки и много побегов у основания. (Фото Ивонн Бартон)

Зачем обрезать?
У большинства читателей будет всего несколько деревьев или, возможно, небольшая роща, и они будут собирать оливки вручную или использовать простые ручные машины для ускорения задачи. В любом случае для продуктивного сбора требуется хорошая плотность плодов на каждой ветке. Необрезанное дерево будет иметь оливки, разбросанные группами по одной или две по всему неопрятному кусту. Такие деревья дороги и утомительны в сборе. Даже если вы собираете собственными силами и с помощью друзей, эффективный сбор очень важен. Медленная работа больше всего разочаровывает. Основная цель обрезки — получить плотные грозди, которые можно снять с дерева сильным ливнем.

Неизбежно, что для взрослых деревьев потребуются лестницы, но хорошая обрезка не позволит деревьям стать слишком высокими и трудными для сбора. На заре индустрии оливок в Новой Зеландии, когда обрезка была в зачаточном состоянии, один производитель в конечном итоге нанял местную пожарную команду для сбора своих высоких деревьев.

Были проведены значительные научные исследования по всем аспектам выращивания оливок и производства масла. Один из важных фактов заключается в том, что оливковым плодам требуется сильный солнечный свет на каждом этапе от завязывания плодов до производства масла. Оливковые цветы, которые находятся в глубокой тени, не будут завязываться в большом количестве. Те, которые это делают, не будут производить хороший уровень масла. Поэтому обрезка необходима, чтобы уменьшить густоту листвы и позволить солнечному свету проникнуть в каждую часть оливкового дерева. Наш преподаватель по обрезке из Университета Перуджи посоветовал каждой маслине находиться под прямыми солнечными лучами хотя бы часть дня. Эта цель совместима с необходимостью выращивать деревья, которые удобно собирать. Уменьшая густоту листвы, можно уменьшить тенденцию дерева мчаться вверх и вниз в отчаянном поиске большего количества света.

Альтернативная обрезка .
Оливки — не единственная древесная культура, из которой чередуются тяжелые и легкие культуры. Яблоки такие же плохие. Яблоня, естественно, дает большой урожай маленьких яблок в один год и небольшой урожай крупных яблок в следующем. Спрос супермаркетов на посредственность во всем вынуждает производителя яблок контролировать деревья и производить средний урожай средних яблок. Механизм похож на оливки. Дерево производит большое количество вегетативного роста в течение одного года, и у него остается мало энергии для формирования плодоносящих почек. Урожай легкий, а на следующий год есть избыток энергии для получения обильного урожая. Обрезка поможет выровнять бедные и неурожайные годы. Мой опыт показывает, что наши необрезанные деревья давали небывалый урожай или вообще ничего. Ни одной оливки. Теперь мы проводим обрезку каждый год, и вариация значительно сократилась, но на отдельных деревьях она все еще может удваиваться в год по сравнению с другим. Основная проблема возникает, когда какое-либо климатическое явление, такое как сильный мороз, переводит все деревья в роще в одну и ту же фазу. У нас последний сильный мороз был в 1995. Теперь большинство наших деревьев вырвались из-под альтернативной схемы выращивания, наложенной на них морозом. В прошлом году очень плохой урожай в одной части нашей рощи компенсировался отличным урожаем в другой части.

Формы деревьев
В Средиземноморье существует множество различных форм оливковых деревьев, но все разнообразные формы можно упростить до двух. Моноконическое и поликоническое, или, говоря менее математическим языком, – елка и ваза или бокал. Рождественская елка — это новая идея, не имеющая традиционной основы в Средиземноморье. Он был изобретен для механического сбора урожая с помощью шейкеров, впервые разработанных в Калифорнии. Более поздние научные исследования, проведенные в Италии, показали, что форма рождественской елки не лучше, чем ваза для механического сбора. Теория заключалась в том, что более короткое расстояние между основным стволом и плодоносящими ветвями будет передавать более сильную тряску. Фактическая экспериментальная работа показала, что нет никакой разницы в эффективности выбора. Елкой сложнее управлять. Некоторые производители в нашей  comune превращают свои елки в вазы.

Моноконическое оливковое дерево с одним центральным стволом (фото Брайана Чаттертона)

Ваза в различных формах, безусловно, самая популярная форма во всем Средиземноморье и наиболее практичная для ручного или полумеханического сбора. Я бы рекомендовал его для производителей с несколькими деревьями или небольшой рощей.

Обрезанное оливковое дерево в форме вазы (фото Брайана Чаттертона)

Есть и третья форма, которая редко встречается в классических книгах об оливках (за исключением Валлерини), это восстановленное матовое дерево. В центральной Италии и других холодных регионах Средиземноморья весь рост оливкового дерева обмерзает над землей с интервалом примерно в тридцать лет. Это когда особенно тяжелое Tramontana дует из Сибири. Присоски стреляют из-под земли, и в качестве новых стволов выбираются три-четыре. Они образуют кольцо новых стволов вокруг пня старого ствола предыдущего бокалообразного дерева. Если дерево снова покрывается инеем, эти несколько стволов отмирают, и снова выбираются присоски, чтобы сформировать новые стволы. Каждый раз, когда наступает сильный мороз, кольцо из нескольких стеблей перемещается все дальше и дальше, оставляя в центре более крупный мертвый пень.

Молодые деревья
Большинство мелких производителей покупают одно- или двухлетние деревья для создания своей рощи. Они высотой примерно метр, продаются в небольшом горшке и стоят около 5 евро за штуку. Этим деревьям нужно будет придать форму. Возможна покупка более крупных деревьев. Деревья возрастом до пятидесяти лет доступны в нашем местном питомнике, но они стоят более 500 евро. Даже несколько дополнительных лет роста могут быть дорогими. Цена примерно удваивается за каждый дополнительный год и с каждой пересадкой. Эти старые деревья имеют форму.

Обрезка молодых деревьев следует двум противоречивым принципам, которые необходимо уравновешивать. Во-первых, придать дереву форму, которая, за исключением повреждений от мороза, будет его структурой на всю жизнь. Другой — позволить молодому дереву расти и накапливать запасы энергии. Старое дерево можно безнаказанно рубить и рубить, оно будет восстанавливаться с огромной силой благодаря запасам энергии в корнях и стволе. Молодое дерево не будет. Стремление сформировать идеальную форму путем чрезмерной обрезки ослабит молодое дерево и остановит его рост на несколько лет. Достижение правильного баланса — часть области искусства и таланта, которая отличает хорошего секатора от неудачника.

Бокалы для коктейлей и сухие мартини
Форма оливкового дерева в общих чертах называется вазой или бокалом для вина, но необходимо быть более точным. На самом деле это один из тех дурацких коктейльных бокалов, которые были распространены в голливудских фильмах 1930-х годов, когда умные люди пили сухой мартини из маленьких стаканчиков с резиновыми зелеными оливками на палочке. Эти стекла были открыты под углом девяносто градусов. Это определенно не форма флейты для шампанского. Весь смысл формы бокала для вина в том, чтобы пропускать свет и позволять солнцу освещать фрукты в середине дня изнутри через полый центр. Флейтовое стекло не пропускает столько света в зрелое дерево, как стекло с широким горлышком.

Молодое дерево, купленное в питомнике, имеет центральный ствол и несколько боковых ветвей. Цель состоит в том, чтобы выбрать три или четыре из этих боковых сторон, чтобы вырасти и сформировать структуру стекла. Затем вам нужно найти еще два (через год или около того) на каждом из них, чтобы в конечном итоге получить структуру из четырех рук.

Также ведутся споры о высоте венчика — это верхняя часть ножки в нашем сравнении с бокалом для коктейля. Насколько я вижу, кроме эстетики наличия красивого ряда ровных деревьев, это не имеет большого значения между 80 и 120 см. Если вы собираетесь использовать встряхиватель для уборки деревьев, когда они созреют, 80 см слишком мало, а требуется как минимум 100 см. Выделив три или четыре ветви из растущих вверх боковых побегов, нет необходимости отрезать остальные. Вам нужно только убедиться, что они растут наружу и вниз, а не вверх, как я объясню позже.

Руки, которые у тебя остались, не вырастут в идеальную форму бокала для коктейля. Оливковые деревья никогда не бывают такими послушными. Необходимы дополнительные корректирующие действия. Они, естественно, будут стрелять прямо вверх в форму флейты. Чтобы вытолкнуть их, требуется постоянная доливка. Верхний побег срезают в том месте, где есть другой, растущий вверх и наружу. Неумолимый восходящий рост останавливается и сменяется другим. Восходящий рост становится зигзагом вверх и наружу, вверх и наружу. Когда деревья начинают плодоносить, вес плодов также выгибает побеги наружу.

Наконец, вам может понадобиться прямое действие. Сначала я очень пренебрежительно относился к бамбуковым птичьим клеткам, но я принял их как практическое решение для непокорных деревьев, которые отказываются расти хоть в каком-то правильном направлении. В небольшой роще несложно привязать отрезки бамбуковых тростей в качестве распорок, чтобы поставить руки в правильное положение.

Восстановление старых деревьев
Если вы приобрели рощу взрослых деревьев, ваша задача обрезки будет совершенно другой. Если вам повезет, у вас будут деревья идеальной формы, о которых хорошо заботятся, и вам нужно будет только продолжить движение по той же дорожке. Скорее всего, за деревьями не ухаживали и потребуются некоторые меры по исправлению положения. Я рекомендую проявлять осторожность, когда дело доходит до изменения формы дерева. Вместо трех или четырех ветвей, растущих под хорошим углом в сорок пять градусов, первоначальным ветвям, возможно, было позволено разделиться на две, а затем еще на две. Вместо трех или четырех они быстро превращаются в восемь и более. Старайтесь вернуть их всеми способами, но не сразу, иначе от вашего дерева ничего не останется. Другой признак пренебрежения — чрезмерный рост. Здесь вам нужно будет быть более безжалостным. Чрезмерная высота создает чрезмерную тень, и нижние части дерева не будут плодоносить. Вам придется использовать все более и более длинные лестницы, чтобы собирать оливки, сгруппированные вокруг верхушки дерева. Высота должна быть уменьшена, а верхняя шторка удалена, чтобы нижняя часть могла восстановить свою продуктивность.

Древнее оливковое дерево в саду Спароза (Фото Рози Бём)

Регулярная обрезка
После радикальной операции с использованием цепной пилы вам необходимо будет разбираться в плановой или поддерживающей обрезке. Это начинается с внимательного наблюдения за деревом во время сбора. Вы можете видеть, что плоды появляются на висячих и боковых ветвях, а не на вертикальных. Вы также увидите, что некоторые из свисающих ветвей, приносивших плоды в прежние годы, стали истощенными и слабыми. Из ваших наблюдений во время сбора урожая вы сможете различить три типа роста оливкового дерева. Имеются крепкие вертикальные побеги, редко дающие одну маслину. Есть сильнорослые боковые побеги, которые плодоносны, и есть свисающие побеги. Свисающие побеги дают обильные плоды, но при более внимательном рассмотрении видно, что некоторые из них увядают и становятся непродуктивными.

Наиболее продуктивны свисающие вниз ветки (Фото Брайана Чаттертона)

Побеги, растущие вверх, вообще не плодоносят (Фото Брайана Чаттертона)

Пошаговое руководство
Сначала сделайте то, что я называю «очисткой» дерева. Удалите все присоски вокруг основания ствола и все побеги, выросшие из основных ветвей, которые загораживают центр стекла. Очистите их.

Теперь вы начинаете сложную часть, где требуется больше навыков и здравого смысла. Ваша цель состоит в том, чтобы оставить по одному выстрелу вверх и наружу на вершине каждой из ваших основных рук. Это три-четыре на идеальных деревьях или больше на заброшенном дереве, которому вы пытаетесь вернуть форму. Все остальные вертикали должны быть удалены. Проблема в том, чтобы различать вертикали. Нужен рассудок и опыт. Некоторые идут прямо вверх. Это ясно и просто. Другие выходят при сорока пяти градусах. Это боковые побеги, которые сгибаются под тяжестью оливок и дают обильные урожаи. Между ними есть всевозможные углы, которые вам нужно будет принять решение о том, следует ли удалить или оставить.

Удалив вертикали, которые будут в основном вокруг верхушки дерева, нужно проредить свисающие ветки, которые стали слабыми. Они будут ближе к внутренней части дерева, и часто лучше решать их изнутри юбки дерева. Рост этого плодоносящего дерева является зеркальным отражением восходящего роста. В то время как восходящий рост превратился в зигзагообразный путь наружу, а затем вверх, плодоносящая древесина движется зигзагами вниз. Обрезав последний зиг или заг, вы позволите новым боковым побегам наверху заменить утомленную древесину. Опять же важную роль играет суждение. Сухая древесина внутри явно срезана. Мощные боковые побеги снаружи дадут обильные плоды. В промежутках вы должны решить, какие из них будут слабыми, а какие стоит оставить на другой сезон.

Шаг назад   
Наконец, отойдите от обрезанного дерева и посмотрите на него в целом, чтобы оценить общую плотность. Идеальное дерево должно состоять из трех или четырех основных ветвей, отходящих от ствола на высоте от 80 до 120 см над землей. От этих основных ветвей отходят боковые ветви, несущие урожай. В нижней части дерева боковые стороны старые. Они были произведены молодым деревом. Они выросли из ветвей в виде ряда зигзагов, при этом ежегодно обрезаются самые нижние и слабые свисающие ветки. Они образуют основу конуса (отсюда и название поликонический) вокруг каждого плеча и объединяются, образуя юбку вокруг всего дерева. Если боковые стороны длинные и тонкие, они гоняются за светом, что указывает на то, что вы недостаточно очистили центр, чтобы свет проникал внутрь, или общая плотность листвы слишком велика. Для раскрытия дерева требуется более сильная обрезка. По мере продвижения вверх по каждому основному структурному плечу более молодые боковые становятся короче. Они вряд ли будут затенять друг друга на этой ранней стадии, но плотность по-прежнему важна, так как они вместе затеняют рост внизу. Важно держать верхние части дерева открытыми, чтобы нижние части оставались продуктивными, так как их намного легче собирать.

Как узнать?
Фольклор гласит, что вы подрезаете оливковое дерево до тех пор, пока оно не раскроется достаточно, чтобы через него могла пролететь птица. Прятаться в оливковой роще и наблюдать за птицами — не очень практичный способ оценить общую густоту листвы. Наука говорит вам, что вы обрезаете до тех пор, пока индекс площади листа не станет равным трем или четырем. Индекс площади листьев – это отношение площади листьев на дереве к площади земли, покрытой деревом. Подсчет листьев занял бы еще больше времени, чем изучение траекторий полета птиц. Ни один из индикаторов не дает простого правила для неопытного секатора. Мой совет — понаблюдайте за другими деревьями в вашем районе и будьте внимательны к симптомам недостаточной обрезки. Очень маловероятно, что у вас хватит наглости перерезать, поэтому недостаточная обрезка — это обычная ошибка новичка.

Да будет свет
Свет и еще больше света — главный принцип обрезки. Попадание света на дерево улучшает урожайность. Впускание света также держит дерево под контролем. Если дереву темно и густые ветви будут мчаться вверх и наружу, чтобы найти больше света.
© Брайан Чаттертон

Обучение и обрезка оливок
автор доктор Питер А. Руссос
Афинский сельскохозяйственный университет, Греция
Из материалов симпозиума MGS: Сухое садоводство – философия и практика, Афины, 2007 г.

Многие агрономы справедливо считают обрезку основной культурной практикой в ​​саду. Обрезкой садовод приспосабливает дерево к конкретным климатическим и почвенным условиям местности и повышает продуктивность сада. Основные цели обрезки приведены ниже:

  • Придать дереву наилучшую форму в определенных почвенно-климатических условиях
  • Чтобы сбалансировать растительность с урожайностью фруктов
  • Для минимизации неплодородного периода
  • Для продления продуктивности сада
  • Для замедления старения (старения)

Существует три основных вида обрезки:

  • обрезка на ранних стадиях роста дерева
  • обрезка для плодоношения
  • омолаживающая обрезка

1. Обрезка на ранних стадиях роста дерева
Целью этого вида обрезки является придание дереву такой формы в первые годы после посадки, которая облегчит все агротехнические мероприятия (опрыскивание, обработка почвы, орошение, сбор урожая). д.), что позволит дереву наилучшим образом использовать солнечный свет и осадки в зоне выращивания.

Наиболее распространенной формой оливкового дерева является «чашеобразное» дерево или «свободная чаша». Для формирования такой формы вновь посаженные однолетние деревья обрезают до высоты примерно 60-80 см над уровнем почвы. Основная цель такой практики — заставить развиваться 2-4 боковые ветви вокруг оси дерева, на расстоянии 30-40 см друг от друга и на высоте примерно от 40 (первой) до 80 см от нижней. земля. Эти ветви в будущем должны составить основные ветви (первичные конечности) дерева. На этих ветвях новые боковые побеги будут стимулироваться путем обрезки старых ветвей до длины примерно 50 см, таким образом устраняя так называемое преобладание кончиков побегов и заставляя прорастать нижние почки.

Существует также множество других форм деревьев, которые используются по всему миру, некоторые из них показаны ниже.

  • Форма с двумя ветвями, распространенная в Андалусии, Испания, для сортов столовых оливок.
  • Форма подсвечника, используемая в Тунисе.
  • Двойная или тройная форма ствола, используемая в Севилье.
  • Многоконическая форма, в которой каждая ветвь имеет форму конуса, встречается в некоторых регионах Италии.
  • Чаша сферической формы встречается во Франции, Италии и Греции.
  • Шаровидная форма, которая встречается не так часто, потому что не дает достаточного света всему дереву.
  • Короткая цилиндрическая форма.
  • Форма без ствола, замеченная в Тунисе.
  • Свободная ладонь. Эта форма представляет некоторые трудности и широко не используется, по крайней мере, для сортов, производящих оливковое масло.

Различные формы оливковых деревьев

2. Обрезка для получения плодов
Оливковые деревья дают плоды на прошлогодних ветвях. Это означает, что для того, чтобы каждый год у нас были плоды, мы должны каждый год обеспечивать адекватный вегетативный рост. Очень сильнорослые побеги непродуктивны, так как в основном заполнены вегетативными почками. Таким образом, цель обрезки состоит в том, чтобы стимулировать ветви, которые будут плодоносить, подвергая их воздействию света и поддерживая энергичную и активную зону плодоношения.

Оливковое дерево дает плоды в основном на периферии и в верхней части кроны. Это потому, что эти части дерева полностью подвергаются воздействию солнечного света и становятся плодородными. Исходя из этого факта и целей, проанализированных выше, обрезка для плодоношения должна заключаться в удалении любой части, которая затеняет другие более молодые части дерева (фото 5). На этой фотографии мы видим, что ветвь, на которой сейчас есть плоды, будет срублена в течение следующего года, чтобы верхняя ветвь плодоносила (из-за благоприятных условий освещения), которая в конечном итоге легла бы на более старую ветвь и затенить его, тем самым сделав его неплодоносящим. Таким образом, ветвь не отклоняется от центральной оси дерева, как это видно на изображении 6.

Когда нужно срезать толстую ветку, мы должны быть очень осторожны, чтобы не повредить кору оставшейся ветки. Обычно это делается путем выполнения всего трех надрезов, как это наглядно показано на рисунке 1. Первый надрез делается с нижней стороны ветки к ее середине, в нескольких сантиметрах от точки, где мы хотим отрезать филиал. Второй разрез делается в нескольких сантиметрах от первого разреза и обычно до завершения этого разреза; из-за веса ветки она упадет, разорвав кору оставшейся ветки до того места, где был сделан первый надрез. Затем мы можем легко отрезать небольшую оставшуюся часть до желаемой точки.

Различные формы оливковых деревьев

3. Омолаживающая обрезка
Основной характеристикой оливкового дерева является его долговечность, обусловленная его способностью давать новые побеги почти из каждой части древесины, что позволяет восстанавливать стареющие деревья. или те, которые были повреждены морозом или огнем. Этот тип обрезки заключается в обрезке дерева у основных ветвей или даже у ствола. Однако наиболее важной практикой является возвращение в течение следующих месяцев и удаление вручную (когда они еще молодые) побегов, которые нам не пригодятся. Мы не должны ждать до следующего года, чтобы придать дереву желаемую форму (обрезка для придания формы дереву), так как мы, скорее всего, потеряли бы почти целый год до начала производства плодов. Новое дерево вступает в период плодоношения через 3-5 лет, в зависимости от используемых агротехнических приемов.

После любой обрезки или обрезки рекомендуется замазать раны ранозаживляющими пастами и опрыскать деревья фунгицидом на основе меди, чтобы предотвратить развитие бактериальных или грибковых инфекций. Обрезку оливковых деревьев можно проводить в период между осенью и зимой. Как правило, это делается после сбора урожая, но мы должны дождаться, пока пройдет период сильных дождей и заморозков, чтобы предотвратить заражение.